Благодаря появлению цифровых устройств мы можем читать больше, а доступ к информации у нас есть почти всегда. Но как это влияет на то, насколько хорошо мы понимаем прочитанное? Исследователи из Университета Валенсии (Испания) провели метаанализ (сравнительный обзор) более двух десятков исследований, опубликованных в период с 2000 по 2022 год, в которых приняли участие почти 470 тысяч человек. Во всех работах, вошедших в выборку, их авторы оценивали, насколько хорошо участники понимали ...
...Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований...
...Салмерон добавляет, что на обнаруженный в ходе исследования эффект могут влиять привычки, которые формирует цифровая среда: мы постоянно отвлекаемся на уведомления, сообщения и другие раздражители. Особенно ярко этот эффект проявляется у детей (это тоже отражено в исследовании)....
...При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже...
Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича Головина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека.
...Борис Николаевич Головин анализирует такие свойства...
...Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича...
...По-видимому, так называемая «стиляжья» среда сыграла определенную роль в распространении словечек вроде железно, мирово, сила, красота, мужик («мужчина») и т. д....
...О качествах хорошей речи...
Рецензируемая книга посвящена выявлению наиболее важных характеристик, позволяющих определить наличие и степень структурных и стилистических изменений в современном русском языке в связи с его функционированием в российской части Интернета — Рунете.
...О чем сказано и о чем не сказано в книге Галины Трофимовой...
...Рецензируемая книга посвящена выявлению наиболее важных...
...Первая часть книги «Рунет как новая среда функционирования русского языка» состоит из трех глав и является необходимым теоретическим и насыщенным фактами введением в проблему. Вторая и третья главы первой части работы насыщены живыми примерами....
...Все это позволяет утверждать, что Интернет — это не только среда индивидуального общения, но и полноценное средство массовой информации (СМИ) со всеми вытекающими отсюда последствиями: возможно дублирование материалов печатных СМИ без добавления особенностей карнавализации языка Интернета; возможно...
...Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные...
Развитие лексики русского языка не только определяется внутрисистемными интенциями, но и находится под ощутимым давлением со стороны социальных факторов. Помимо появления новых реалий, требующих наименования, переосмысления уже существующих фактов действительности, поиска новых средств выразительности возникновение новых слов и значений может быть вызвано и напрямую определенными социальными событиями, катаклизмами.
...Ключевые слова текущего момента как основа словопроизводства...
...Развитие лексики русского языка не только определяется...
...Или в нехитрой жизни «застеклянцев» многие увидели что-то близкое и знакомое, возможно, даже самих себя. http://www.utro.ru 19.11.01 Первой характерной составляющей выразительности этих слов является иностилевая среда их функционирования: аналитическая статья М....
...«Застеколье» русского словообразования...
Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения филолога-русиста? Опасность размывания орфографических, грамматических и лексико-стилистических норм, разрушения границ жанра. Может ли Интернет сослужить пользу в благородном деле возрождения культуры речи, популяризации русского языка и поддержания его литературных норм? Безусловно, да, так как Интернет предоставляет безграничные возможности для обсуждения проблем существования и развития современного русского литературного языка, для распространения правил и норм его употребления.
...Четыре вопроса для исследователя языка Интернета...
...Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения...
...Это особая коммуникативная среда, особое место реализации языка, никогда ранее не существовавшее....
...Итак, Интернет — это такая информационно-коммуникативная среда, в которой успешно сосуществуют устный и письменный варианты речи с разнообразной жанрово-стилистической направленностью....
...О чем пока молчит Рунет...
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Это их среда обитания. Для молодых людей читать с экрана столь же естественно, как и на бумаге. Для людей более старших поколений это сложнее. Например, я занимаюсь подростковой литературой. Если я не увижу бумажную книгу, я просто ее не запомню....
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.
...Проблема автора — одна из главных...
...Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные...
...Это политика, идеология, социология, среда обитания, власть, общественное мнение — все, что можно назвать социальной жизнью. Это пространство публицистической картины мира, те социальные сферы, в которых действует субъект....
...Современная публицистическая картина мира...
Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным. В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием.
...На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если...
...Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне...
...Все три типа содержания автоматически активизирует и развивает не только преобладающая языковая среда. Подобными свойствами обладает еще одна форма языковой деятельности — слушание и исполнение стихов, поэзии....
...Как поэтическая речь влияет на формирование родного...
Ситуация не такая уж редкая: девушка из России выходит замуж за иностранца, уезжает в другую страну, и там молодая семья ждет ребенка. Больше других волнуется будущая бабушка Т. М.: «Ребенку придется учиться говорить сразу на двух языках. Не повредит ли это его развитию?» На письмо обеспокоенной бабушки ответила психолингвист Ирина Михайловна Румянцева. С разрешения автора письма и Т. М. публикуем его почти полностью.
...Ребенку придется учиться говорить сразу на двух языках...
...Ситуация не такая уж редкая: девушка из России выходит...
...Англоязычная среда, несомненно, будет довлеть, так как будет являться основной. Поэтому Вашей дочке и Вам нужно естественным образом все возможное время общаться с малышкой на своем родном языке....
...«Убеждена, что Вашей внучке несказанно повезло...»...
Доктор филологических наук Наталия Черникова рассказывает в журнале «Наука и жизнь» о происхождении семидневной недели и о названиях дней.
...В испанском и французском дни недели названы в честь...
...Доктор филологических наук Наталия Черникова рассказывает...
...Семь дней недели соответствуют семи известным с древних времен светилам: воскресенье — Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере и суббота — Сатурну (это можно увидеть по их названиям в латинском и современных...
...Понедельник — день, следующий за неделей, вторник — «второй», среда (середа) — «посередине», четверг — «четвертый», пятница — пятая (иначе называли Параскевой по имени святой), суббота — от евр. шаббат, то есть «отдых»...
...Семь братьев...