Ответы справочной службы
В приведенных Вами контекстах (то есть не в терминологическом значении 'космос со всеми космическими объектами как единое целое') слово вселенная лучше писать со строчной буквы. Такое написание подчеркнет смысловой сдвиг – употребление слова в нарицательном значении "весь мир художественного произведения или автора". По нашим наблюдениям, в подобном значении преобладает именно написание со строчной буквы.
Страница ответаУдарения указаны правильно. Почему именно так? В русском языке ударение подвижное, поэтому оказывается возможным такой сдвиг, как ЗвенИгород - ЗвенигорОдский, Ям - ямскОй.
Страница ответаСправочники
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак. Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов. С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать ...
...Так, в русском языке представлен следующий возможный сдвиг в значении: 1) для вещественных: а) разные сорта: вино — вина, б) большие пространства, занятые данным веществом: снег — снега; 2) для абстрактных — конкретные проявления...
...абстрактное смелость хлопоты вещественное молоко сливки собирательное молодежь финансы Несчетные существительные только единственного числа могут иметь соотнесенные с ними существительные множественного числа, однако при их употреблении наблюдается сдвиг...
...Число как морфологический признак существительного...
Журнал
Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает в соответствии с провозглашением установки на игру как творческого метода. Так или иначе она звучит в текстах-манифестах поэтов-метареалистов Ивана Жданова («До слова»), Сергея Соловьева («Амфитеатр печатной машинки...») и Алексея Парщикова («Вступление»).
...Ольга Северская ищет параллели с классиками...
...Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает...
...Сдвиг каретки, — / орхестра пуста....
...Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова...
Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены цитации как лингвистическому явлению, связанному с закономерностями функционирования языка. Автор рассматривает на многочисленных литературных и публицистических примерах виды цитат, их роль в тексте, особенности их оформления.
...Противопоставление элемента и контекста...
...Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены...
...правильно рассматривать в двух основных аспектах: 1) как знак чужой речи и 2) как оценочный знак, своего рода стилистическая или семантическая помета слова в письменном тексте (когда хотят подчеркнуть сочетание в контексте стилистически разных планов35 или семантический сдвиг...
...О некоторых лингвистических проблемах, связанных с...
Оригинальность платоновских произведений ярче всего проявляется в языковом исполнении, в знаменитом платоновском стиле, которому невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в русле стилистических тенденций 1920-х годов, когда в художественных произведениях создавался необычный синтез речевой стихии и литературного языка. В духе общей тенденции платоновские вещи наполнены разноязыким говором революционной эпохи, революционной фразой и политическими лозунгами, новыми штампами, диалектными словами, нередко придающими речи персонажей комический эффект.
...«Сдвиг в логике» возникает в результате неожиданного сочетания слов или непривычного поворота мысли...
...Оригинальность платоновских произведений ярче всего...
...Сдвиг в логике возникает в результате неожиданного сочетания слов или непривычного поворота мысли....
...Сдвиг в логике в завуалированной форме обращает внимание читателя на абсурдность общественной, культурной и политической жизни страны....
...Близка к приему «сдвиг в логике» непоследовательная группировка, когда в ряд перечисляемых предметов или признаков включается слово или группа слов на основе «чужой логики»....
...Одним из употребительных приемов языкового комизма у Платонова является сдвиг в логике. Суть приема сводится к неожиданному изменению в логике высказывания в пределах небольшой фразы или предложения....
...Наиболее часто в своем творчестве Платонов использовал такие приемы языкового комизма, как семантическая редупликация, комический окказионализм и сдвиг в логике. Семантическая редупликация, или избыточность фразы, с точки зрения стилистической нормы недопустима....
...Комизм языка персонажей Андрея Платонова...