Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
Русский язык между правдой и вымыслом

В нашем обществе существует множество мифологических представлений о русском языке и его истории. Это связано с особенностями современного медиапространства: с одной стороны, информация о языке нередко искажается в СМИ; с другой стороны, широкие возможности для построения ошибочных теорий и их распространения предоставляет интернет. Нелингвисты, как правило, не всегда понимают, в чем разница между языком и правописанием, что такое норма языка и кто ее фиксирует, почему происходят изменения в ...

...Лекция кандидата филологических наук Владимира Марковича...

...Нелингвисты, как правило, не всегда понимают, в чем разница между языком и правописанием, что такое норма языка и кто ее фиксирует, почему происходят изменения в языке… В лекции кандидата филологических наук Владимира Пахомова речь идет о наиболее популярных заблуждениях, связанных с русским языком...

...Русский язык между правдой и вымыслом...

Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»

То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. 

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит...

...Он позволяет показать этимологические связи между словами и объясняет некоторые орфографические трудности.  Наиболее очевидный пример — искусство. Это слово в школе обычно запоминают как словарное....

...Как же поступать учителю, который хочет найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира? Вероятно, есть смысл открыто рассказать ученикам о наличии двух подходов и в зависимости от задачи использовать их по очереди или комбинировать....

...Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»...

«Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера»

Существуют ли в действительности мужской и женский стили? И проявляются ли они только на письме? Мы примерно представляем, «о чем говорят мужчины», но как они говорят? И есть ли в таком случае особый женский язык? Обо всем этом, пережив длинные праздники имени Восьмого Марта, журналист Ксения Туркова поговорила с заведующей лабораторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, доктором филологических наук, профессором Аллой Кирилиной.

...Интервью со специалистом по гендерной лингвистике профессором...

...Существуют ли в действительности мужской и женский...

....: Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера. Общего у нас больше, чем различий.  Тем не менее попытки установить признаки мужской и женской речи неоднократно предпринимались. Как правило, они дают противоречивые результаты и не считаются научными....

...«Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера»...

Факторы, влияющие на выбор системы письма

Говоря о выборе системы письма, мы не будем затрагивать вопросы исконного, если можно так выразиться, выбора: происхождения систем письма и формирования письменных ареалов. Далее будет говориться лишь о ситуации последних веков, включая современность.

...Различия между разными видами алфавитного письма не следует преувеличивать...

...Говоря о выборе системы письма, мы не будем затрагивать...

...Между разными системами письма, разумеется, есть различия. Особенно они велики между иероглифическим и алфавитным письмом....

...Говоря о выборе системы письма для уже письменных языков, мы имеем в виду прежде всего выбор между сохранением уже существующей системы и переходом на какую-то иную....

...Тем более трудно говорить о существенных различиях между кириллицей и латиницей. Наш выдающийся ученый Е. Д. Поливанов совершенно справедливо писал, что кириллический алфавит сам по себе не хуже и не лучше латинского1....

...Однако такого рода различия, особенно различия между разными видами алфавитного письма, не следует преувеличивать. Даже недостатки арабского письма оказались преодолимы, что показали опыты создания реформированной арабицы в 20-е годы, например казахского алфавита Ахмета Байтурсунова....

...Факторы, влияющие на выбор системы письма...

Кто такой сетевой онлайн

Помните, как в сказке царь приказал девице явиться к нему ни одетой, ни раздетой? Девушка выполнила условие: она завернулась в рыболовную сеть. Сегодня слово «сеть» обрело еще одно значение, связанное с компьютеризацией и новыми компьютерными технологиями. Но обо всем по порядку.

...Веб-, сетевой, электронный, онлайновый: есть ли разница между этими определениями интернета?...

...Помните, как в сказке царь приказал девице явиться...

...Появление в нашей жизни интернета обусловило возникновение еще одного, пятого, значения этого слова — ‘системы сообщающихся между собой компьютеров’....

...Однако и в русском языке между этими двумя словами следует учитывать различия в нюансах их значений. Так, сетевой можно употреблять в том случае, когда речь идет о чем-либо, что существует в интернете, а веб — когда мы имеем в виду технологию изготовления....

...Еще яснее видна разница между выражениями сетевая лексика и веб-мастер. Слово нет в значении ‘интернет’ действительно почти не употребляется в русском языке. Вероятно, это связано с тем, что звучание этого слова совпадает со звучанием русской отрицательной частицы нет....

...Кто такой сетевой онлайн...

О качествах хорошей речи

Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича Головина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека.

...Борис Николаевич Головин анализирует такие свойства...

...Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека....

...Борьба между традицией и нов­шествами в языке окончилась в пользу последних. Эти два исторических примера достаточно красноречивы....

...Гуманистическая мораль коммуниз­ма утверждает отношения глубокого уважения членов коллектива друг к другу, отношения сотрудничества и братства между людьми....

...По-видимому, в жизни языковой нормы очень большую роль играет сложное взаимодействие между традицией ее функционирования в литературе и закономерностями из­менения, развития соответствующе­го участка языковой структуры....

...Они, в частности, говорят о том, как по-разному складываются взаимные отношения между нормой и языко­вым изменением и какими неоди­наковыми бывают их равнодей­ствующие, от которых и зависит судьба  нормы....

...Эти иллюстрации, думается, мо­гут показать разницу между колеба­ниями нормы и нарушениями ее. Первые не делают речь неправиль­ной, вторые обязательно делают это. Особого рассмотрения, выходя­щего за пределы задач этих заме­ток, требует понятие лексических норм....

...О качествах хорошей речи...

Как поэтическая речь влияет на формирование родного языка

Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным. В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием.

...На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если...

...Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным....

...Помимо активации механизмов памяти, чередование устанавливает связи между словами, логически не связанными....

...Контекстное содержание связано с основными культурными концептами, с картиной мира, с представлениями о связях между его частями....

...Формирование эмоционального, ассоциативного и контекстного содержания языка происходит на стыке между собственно языком и психической деятельностью ребенка, активностью его личности....

...Эти связи («ассоциативные поля») устанавливаются между словами и/или другими языковыми единицами и порождаются не логикой, не здравым смыслом, не сознанием, а возникают исключительно какими-то неведомыми путями....

...Повторения приводят к тому, что между словами устанавливаются логически немотивированные связи, по аналогии с которыми ребенок в дальнейшем будет развивать свой собственный родной язык на индивидуальном уровне....

...Как поэтическая речь влияет на формирование родного...

Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи. Вспоминают иногда о возможности постановки двоеточия в сложносочиненном предложении (ССП), хотя это и редкий и необязательный знак в ССП.

...Применение редкого пунктуационного правила в школьных...

...Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи....

...Это предложение можно видоизменить, чтобы ярче показать тип соотнесения между собой придаточных частей, к примеру: Он понял необходимое (=то, что ему нужно было понять): (что) они спорили о нем....

...Предложение имеет несколько однородных придаточных (три и более), первое из которых выступает в роли обобщающего, а остальные соединены между собой как однородные члены. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л. Т.)...

...Двоеточие в сложноподчиненном предложении...

Исследователи выявили корреляции между звуковой системой языка и особенностями климата

Исследователи из университета Нью-Мексико в Альбукерке (США) сопоставили фонетические особенности более 1000 языков мира с данными об условиях окружающей среды там, где на них говорят. Статья об этом исследовании опубликована в журнале Frontiers in Language Sciences. В работе учитывались такие факторы, как влажность, высота над уровнем моря, температура, количество осадков, плотность растительности. В результате были обнаружены любопытные закономерности. В регионах с высокими ...

...Например, они установили, что в регионах с высокой...

...Исследователи из университета Нью-Мексико в Альбукерке...

...Исследователи выявили корреляции между звуковой системой языка и особенностями климата...

Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации и привычки пишущих

Всегда ли предложение может быть оформлено только одним способом? Почему сложно выбрать между тире и двоеточием? Как влияет интонация на расстановку знаков препинания? Разбираем сложные случаи на материале Тотального диктанта с помощью кандидата филологических наук, доцента Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета и члена Филологического совета Тотального диктанта Натальи Кузнецовой.

...Обзор ошибок участников Тотального диктанта...

...Почему сложно выбрать между тире и двоеточием? Как влияет интонация на расстановку знаков препинания?...

... Между тем справочники подробно разбирают случаи, где знак нужен или факультативен, но мало обсуждают случаи, когда его быть не должно. В результате мы видим, что пишущие, в частности участники Тотального диктанта, больше склонны ставить лишние знаки препинания, чем их пропускать....

...Проблема лишних запятых: как соотносятся правила пунктуации...