Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Код Брайля: доступ к общению с миром

Код Брайля: доступ к общению с миром
Коллаж: Евгений Рыбкин. В коллаже использованы материалы фотобанков Unplash и Freepik

Чтобы возникла лаконичная и удобная система Брайля, понадобилось объединить достижения человеческой мысли в разных областях: идеи просветителей, усилия педагогов, мастерство криптографов. Спустя двести лет шрифт Брайля не устарел и сегодня востребован в цифровом мире. 

Новаторы XIX века

В 1824 году пятнадцатилетний студент Парижского института слепой молодежи Луи Брайль представил своим наставникам знаменитый шрифт Брайля.

Поначалу для обучения слепых грамоте использовался объемный линейно-рельефный  шрифт, который создал основатель Королевского института Валентин Гаюи, но эта система была неудобной. Чтобы появился удобный шрифт для незрячих, нужно было выйти за пределы печатного алфавита и отвлечься от начертаний букв. 

Луи Брайль, человек-шрифтСамый удобный тактильный алфавит изобрел двести лет назад незрячий подростокИдея тактильного шрифта на основе точек и тире была предложена в начале XIX века Шарлем Барбье. Его «ночной шрифт» был фонетическим. Каждый из 36 звуков французского языка обозначался  рисунком из рельефных точек и тире. Эта система-шифр располагалась в особой табличке — квадрате Полибия, у каждого знака там было свое место в соответствии с некоторой общей логикой.

Квадрат Полибия (шахматная доска Полибия) — одна из древнейших систем кодирования, предложенная историком и полководцем Полибием во II веке до н. э. Это квадрат 6×6 или 5×5, столбцы и строки которого пронумерованы цифрами от 1 до 6 (5). Изначально с его помощью кодировали буквы греческого алфавита. Их вписывали в этот квадрат в алфавитном порядке, по одной на клетку. Закодированное сообщение выглядело как последовательность пар чисел; каждая такая пара представляла собой координаты одной из букв, вписанной в квадрат.  

Ночной шрифт Барбье в квадрате Полибия
Ночной шрифт Барбье в квадрате Полибия
Источник: сайт parisianfields.com

Писать по системе Барбье нужно было с помощью трафарета и перфоратора. Выпуклая надпись появлялась на обратной стороне листа. Проводя пальцами по лицевой стороне листа, читатель подсчитывал количество точек в каждой ячейке и определял звук.

Все специалисты по обучению чтению слепых, в том числе Шарль Барбье и руководитель Института слепой молодежи Валентин Гаюи, были зрячими, поэтому они не могли в полной мере представить себе, каким должен быть, выражаясь современным языком, путь пользователя. С этой задачей успешно справился Луи Брайль. 

Между изобретением Брайля и знаменитой азбукой Морзе, которая появилась в 1838 году, много общего, и то и другое — система на основе двоичного кода, восходящая к военным шифрам. В брайлевском шрифте любая точка в ячейке может быть либо выпуклой, либо плоской. Таким образом, шрифт Брайля подчиняется тем же принципам, что и азбука Морзе.

Чтобы проверить изобретение Луи, преподаватели Института слепой молодежи, где он учился, а потом и работал, устроили ему испытание. 

Брайль сумел записать с помощью своей системы статью из газеты, а затем прочесть ее. Стало понятно, что «код Брайля» работает. 

В чем были главные новшества его системы? Число точек для каждого знака было уменьшено до шести, каждый знак передавал букву, а не звук, знаки было легко считывать кончиками пальцев. Поначалу в системе были также и тире, позже Луи отказался от них. Кроме того, были предусмотрены особые комбинации точек для обозначения музыкальных нот и математических символов.

Отец Луи Брайля учил сына грамоте с помощью рельефных сапожных гвоздей, вбитых в дощечку.
Отец Луи Брайля много читал сыну вслух и учил грамоте с помощью рельефных сапожных гвоздей, вбитых в дощечку
Источник: Дом-музей Луи Брайля

Для зрячих педагогов Института освоение системы Брайля было слишком сложной задачей, поэтому новый метод долго не приживался, а сам Брайль не имел достаточно влияния, чтобы его внедрить. В системе, созданной для слепых зрячими, положение слепого преподавателя не намного отличалось от положения воспитанников.

Тем временем в 1847 году в Великобритании появилась система незрячего тифлопедагога Уильяма Муна. Шрифт Муна состоит из рельефных углов и линий, напоминающих латинские буквы.

Алфавит для слепых Уильяма Муна
Алфавит для слепых Уильяма Муна, который смогут легко выучить «пожилые люди и те, чьи пальцы загрубели от работы»
Источник: сайт Большой Российской энциклопедии bigenc.ru

Сам Мун полностью потерял зрение, уже будучи взрослым; возможно, поэтому его система больше подходит для обучения взрослых людей, которые уже умели читать и имеют зрительное представление о буквах. Шрифт Муна был распространен главным образом в Великобритании во второй половине XIX века. Сейчас его используют лишь несколько сотен энтузиастов на родине.

В 1854 году, уже после смерти Брайля, правительство Франции официально признало шрифт Брайля и внедрило его в программы обучения слепых. 

Со второй половины XIX века шрифт Брайля стал не только эффективным средством коммуникации, но и основным способом получения образования для незрячих. А в 1952 году в Женеве было учреждено Международное бюро по адаптации шрифта Брайля — это способствовало его распространению по всему миру.

Путь пользователя

Время показало, что система Брайля удобна, универсальна, она используется до сих пор, помогая незрячим людям по всему миру. Система Брайля также успешно применяется для обучения людей с одновременным нарушением зрения и слуха. По данным Всероссийской переписи слепоглухих 2015 года, читать по Брайлю умеют 15%, писать — 10% слепоглухих. Но опыт обучения брайлевскому шрифту и его использования у всех очень разный.

В нижегородском центре реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» помогают людям, потерявшим зрение, изучать брайль. О своих отношениях со шрифтом Брайля рассказали незрячие сотрудники центра, менеджер социальных проектов Вячеслав Царегородцев и менеджер стратегических проектов Илья Лебедев.

Илья Лебедев говорит, что ему «учиться шрифту Брайля было негде и не с кем». «В юности я много играл на гитаре и заработал мозоли, поэтому мои пальцы недостаточно чувствительны, — продолжает Илья. — Но я собираюсь пересмотреть свое отношение к брайлю с помощью цифровых технологий. Сейчас в смартфонах есть брайлевский ввод текста. Недавно мне предложили пройти обучение, и я согласился».

Дисплей со шрифтом Брайля для чтения электронных книг.
Дисплей со шрифтом Брайля для чтения электронных книг
Источник: сайт www.anagraphs.eu

Вячеслав Царегородцев изучал систему Брайля в школе, пользовался ей при получении среднего профессионального и высшего образования, продолжает ей пользоваться «при подготовке конспектов выступлений, для заметок, при чтении пособий по иностранному языку, чтении схем и нот». Центр регулярно печатает материалы для экзаменов школьникам и студентам. В 2024 году в Центре изготовили трафареты для самостоятельного голосования незрячих на президентских выборах.

Эксперт отмечает, что незрячие люди, которые освоили чтение, легко читают рельефные изображения и схемы, лучше понимают объемные макеты. Тем, кто хочет овладеть шрифтом Брайля, он рекомендует сообщество ВК «Брайль актив», которое объединяет экспертов по этой тематике.

Светлана Дубровская более четверти века живет самостоятельно без зрения и слуха, она общается с миром с помощью брайлевского дисплея. О том, как изучение шрифта Брайля меняет жизнь незрячих глухих людей, она написала в своем эссе, отправленном в 2011 году на международный конкурс «Европейское Брайлевское эссе».

Светлана потеряла слух в детстве, получила образование в специализированной системе, помогающей глухим, а в 25 лет поняла, что теряет зрение. Это случилось, когда она работала на предприятии для людей с инвалидностью. Ее соседками по комнате общежития стали две незрячие женщины: «Я немного видела, но не слышала, а они хорошо слышали и говорили. Наше общение началось с записки по Брайлю, которую соседки положили мне на кровать. 

Я взяла в руки грифель и прибор для письма рельефным шрифтом и с помощью зрячего человека составила букварь, записав алфавит в два столбика. Так я начала учиться без учителей и консультантов, и вскоре мы с соседками стали общаться.Светлана Дубровская

Сейчас она, как и многие незрячие люди, определяет время по брайлевским часам, создает этикетки с рельефными надписями для банок с продуктами, таким же образом подписывает коробки с лекарствами и папки с документами.

Незрячий дагестанский поэт Виктор Черкасов посвятил шрифту Брайля стихотворение: 

Рельефно-точечные строчки
Китайской грамоте под стать.
Но точка к точке, точка к точке
Я начал буквы собирать. <...>
 
Я через тьму не перепрыгнул.
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно.

Точки в «цифре»

Надписи брайлевским шрифтом, которые сейчас стали появляться в общественных местах, незрячие люди делят на три категории: полезные — на лекарствах и кнопках лифта, приятные — на выставках и перед кабинетами учреждений, и странные, например надпись «Метро» внутри метро, надписи брайлевским шрифтом без рельефных точек.

Помехой для использования табличек с брайлевскими надписями может быть их неудобное расположение: например, очень низко. 

Некоторые эксперименты с брайлем бывают небезопасны, например таблички для номеров со шрифтом Брайля для номеров общественного транспорта.

Часто говорят, что брайль — шрифт для пальцев, а не для глаз. С развитием цифровых технологий и появлением скринридеров система Брайля перестала быть единственным способом получения текстовой информации незрячими. Новые возможности привели к дискуссиям внутри целевой аудитории о том, насколько сегодня необходим шрифт Брайля.

Научиться распознавать рельефные записи не так просто, не у всех взрослых людей, которые привыкли читать глазами, это получается. Обучение требует времени и усилий, чтобы достичь высокой скорости, нужно много тренироваться. Многим мешает низкая чувствительность подушечек пальцев. Сложности есть и при письме, поскольку текст пишется справа налево.

В защиту системы Брайля можно сказать, что, «включая» для чтения руки вместо глаз и осваивая новые навыки, незрячий человек использует в полной мере свои способности к адаптации и развивает когнитивную сферу.

Однако цифровизация не только поставила вопрос об актуальности брайлевской системы, но и открыла для нее новые перспективы.

Появились устройства с возможностью вывода брайлевского текста, различные комбинации цифровых устройств с тактильным шрифтом, специальные принтеры и дисплеи. Главный недостаток таких устройств — их высокая цена. Для работы с дисплеем Брайля необходима программа экранного доступа. Дисплей незаменим для слепоглухих людей, которые не могут пользоваться скринридером.

Так выглядит дисплей Брайля с брайлевской строкой
Так выглядит дисплей Брайля с брайлевской строкой, в которой в стандартном варианте помещается 40 символов
Источник: сайт «Конвертер Брайля» braille.su

Функция набора текста по Брайлю есть и в смартфонах. Экран смартфона делится на несколько зон по числу возможных точек. В зависимости от вводимого символа незрячий применяет ту или иную комбинацию пальцев, вводя символ за символом. Такой ввод гораздо быстрее стандартной клавиатуры. 

В цифровую эпоху шрифт Брайля по-прежнему играет важную роль в обеспечении доступности образования для слепых, а приложения для распознавания брайля могут облегчить жизнь родителям и учителям. 

Чтобы перевести обычный текст в значки Брайля, можно использовать конвертер. А вот простого способа прочитать брайлевский текст для тех, кто не изучал шрифт Брайля, долгое время не было. В 2020 году программист Илья Оводов создал сервис для текстов, написанных шрифтом Брайля. Чтобы прочитать такой текст, нужно загрузить в ридер на сайте его изображение.

Свою программу Илья назвал Angelina Braille Reader, в честь своей незрячей приемной дочери. Благодаря сервису домашние работы Ангелины, написанные брайлем, может проверить любой учитель.

В 2023 году Всероссийское общество слепых (ВОС) в четвертый раз проводило конкурс чтения и письма рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. Участников разделили на две категории: в первую вошли те,  кто изучил систему самостоятельно, во вторую — те, кто знаком с ней со школы. В «Браилиаде» четыре задания:  чтение стихов, диктант и изложение. В жюри входят тифлопедагоги и специалисты по ИТ-технологиям. Конкурсы на скорость и мастерство чтения среди тех, кто пользуется брайлем, регулярно проводятся во многих регионах, например в Адыгее.

Также осенью 2023 года был проведен Всероссийский мониторинг уровня владения системой чтения и письма по Брайлю среди людей с инвалидностью по зрению, целью которого было в том числе выявить людей, которые нуждаются в цифровых устройствах с брайлевским шрифтом. 

Литература

  1. Дубровская С. Моя истина — мой Брайль // Наша жизнь. № 11. 2012.
  2. Зоркое сердце. Сборник по итогам конкурса для слепоглухих (и о слепоглухих) «Со-творчество» М. : ЛитГОСТ, 2019. Есть электронная версия.
  3. Петцольд Ч. Код. Тайный язык информатики. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Пальцы вместо звуков. Как общаются на жестовом языке

Особенности иной системы позволяют посмотреть со стороны на звучащую речь

Всемирная история клавиатур: от букв вместо цифр до enter и delete

Стук клавиш становится все тише, а скорость печати — все выше

Факторы, влияющие на выбор системы письма

Различия между разными видами алфавитного письма не следует преувеличивать

все публикации

Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба