Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.

Если в слове воробей мы выделим корень -воробей-, то окажется, что слово воробушек ему не однокоренное: у него корень -вороб-. А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей. Этой морфеме трудно приписать конкретное значение, но при этом она по определению (минимальная значимая часть слова) не может быть бессмысленной. 

Та же проблема со словами давать и дарить. Традиционно у второго выделяют корень -дар-. Интуиция подсказывает нам, что эти слова связаны между собой, однако если мы выделим у них корень -да-, то получим у дарить суффикс -р-, которого нет в современном русском языке. При этом исторически он был: например, с его помощью образованы слова пир и жир, которые восходят к глаголам пити и жити

На практике понимание исторической связи слов помогает не ошибаться в правописании: можно проверить слово замечательный словом заметка, а совок — словом засовывать

Борис Иомдин пишет о двух способах определения близости слов — синхронном и историческом (или диахроническом). При первом способе родственными признаю́тся только те слова, для которых можно построить словообразовательную цепочку в современном русском языке. Второй способ основан на интуиции и позволяет увидеть глубинные связи между словами. При этом интуиция не всегда совпадает с тем, что написано в словарях: примерно 80% опрошенных считают однокоренными слова столица и престол, поезд и ездить, хотя словари не выделяют ни суффикс в слове столица, ни приставку в слове поезд.

Лингвист считает, что в школьной практике правильными следует считать ответы, основанные на любом из этих подходов. Оба они развивают у учащихся полезные навыки: умение видеть структуру слова и интуитивное понимание смысловых связей. 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба

Какой толк от толковых словарей?

Лекция кандидата филологических наук Бориса Леонидовича Иомдина

все публикации

Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари