УМЕНИЕ, умения, мн. умения, умениям \\ уме[н’и]е, уме[н’й]е, в беглой речи возможно уме[н’н’]е и уме[н’]е.
УМЕНИ|Е, -я, род. мн. умений, ср., нд., II г.
1.0. Способность что-л. делать, основанная на знании, опыте, навыках, выработанная в процессе обучения. Син. навык. Ант. <неумение>.
Удивительное (замечательное, поразительное, воинское, педагогическое …) умение; специальные (профессиональные, языковые …) умения. Умение отца (мастера, ученика, студента, музыканта, врача …). Умение что-л. делать (плавать, изготовить что-л., шить, готовить, писать, читать, считать, рисовать, танцевать, водить машину, грести, воевать, ремонтировать что-л., вести дела, управлять чем-л., пользоваться чем-л., обращаться с чем-л., работать с чем-л., играть на чём-л. или во что-л., применять что-л. …). Освоение (передача кому-л., выработка, закрепление, совершенствование …) какого-л. умения; применение (запас, уровень …) каких-л. умений. Обучение … каким-л. умениям. Обладание … какими-л. умениями. Вырабатывать (приобретать, осваивать, закреплять, развивать, совершенствовать, применять, перенимать у кого-л., терять, прививать кому-л., передавать кому-л., демонстрировать …) какое-л. умение. Требовать от кого-л. (кому-л. не хватает …) какого-л. умения. Обладать несов. (овладеть, владеть несов. …) каким-л. умением. Делать что-л. (выполнить что-л., исполнить что-л., применить что-л., изготовить что-л., сшить что-л. …) в меру умения. Что-л. зависит несов. … от умения. Делать что-л. (взяться за что-л., выполнить что-л., изготовить что-л. …) с умением, без [всякого] умения. Какое-л. умение необходимо для чего-л. (требуется от кого-л. …). Умения и навыки. □ Нас всегда восхищало умение отца разбираться в самых сложных механизмах. За что бы он ни брался, он всё делал быстро и с умением. Сейчас большинство детей приходят в первый класс с уже сформированным умением читать и считать. Чтобы сварить хороший борщ, нужно умение.
1.1. Способность что-л. делать, основанная на природных данных, часто развитых и подкреплённых опытом, практикой. Ант. <неумение>.
Удивительное (поразительное, редкое, редкостное, природное, счастливое, его …) умение. Умение брата (коллеги, Ивана …). Умение думать (чувствовать [что-л.], слушать, слышать, говорить, анализировать, рассуждать, понять кого-что-л., объяснить что-л., убедить кого-что-л., уговорить кого-что-л., лгать, наблюдать, притворяться, приспосабливаться, подражать кому-л., изображать кого-л., показать товар лицом, учиться, вести себя, держать себя, владеть собой, постоять за себя, защитить кого-что-л., успокоить кого-что-л., заводить друзей, дружить, обращаться с людьми, ладить с людьми разг., разбираться в людях, найти подход к каждому, поставить себя на место другого, настроиться на волну собеседника, поддержать разговор, нравиться, расположить к себе, быть жёстким, казаться каким-л., пойти на что-л., сохранять спокойствие, находить выход из трудного положения, отказаться от чего-л., признать свои ошибки, хранить тайну, примириться с кем-чем-л. …). Развитие (применение, утрата …) какого-л. умения. Обладание … каким-л. умением. Развивать (применять, потерять, утратить, проявить …) какое-л. умение. Завидовать … какому-л. умению кого-л. Обладать несов. … каким-л. умением. Добиться чего-л. … благодаря какому-л. умению. Уважать несов. кого-л. … за умение что-л. делать. Что-л. зависит несов. … от умения что-л. делать. Какое-л. умение помогает кому-л. в чём-л. … □ Я всегда завидовал его умению быстро сходиться с людьми. Иван Иванович известен умением убедительно говорить. Что я в нём действительно уважаю, так это умение посмеяться над собой. Чего-чего, а умения слушать и слышать у него не отнимешь.
◒ Не числом, а умением – см. число.
|| Морф. уме=ниj-е. Дер. противоп. не|умение ср. От глаг. уметь (См.).
УМЕНИЕ, -я, ср. То же, что опыт. Провалы в работе Шелленберга компенсировались его умением перспективно мыслить и четко анализировать ситуацию (Ю. Сем.).
УМЕНИЕ — НЕУМЕНИЕ
Умение рисовать — неумение рисовать. Ο Роды нового, к сожалению, всегда идут с болью; впрочем, сила этой боли во многом зависит от нашего умения — или неумения — ослаблять ее. Ю. Рюриков. По закону Тезея.
У. характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Осознанность У. заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и соответственно управляет им с помощью сформированных навыков. Самостоятельность У. проявляется в возможности переноса из одного вида деятельности в другой. Продуктивность У. определяется его осознанностью, что позволяет не просто воспроизводить усвоенные действия, но и находить более эффективные решения использования сформированных навыков. Наконец, динамизм У. позволяет совершенствовать его. Для формирования и развития У. предназначены специальные упражнения, получившие наименование речевых упражнений. У. могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-л. действия. В этом случае оно опирается на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Приобретенные человеком в процессе овладения языком У. свидетельствуют об уровне владения языком, а также являются показателем его общего умственного развития. Формирование У. проходит через ряд этапов. В зарубежных работах по методике понятия «умения» и «навыки» не дифференцируются и означаются одним термином skill, с помощью которого обозначают специфические речевые умения, составляющие умение как вид речевой деятельности, и частные умения или компоненты специфических умений (Johnson, 2002; Munby, 1978). В то же время в отечественной и зарубежной методике существует общее в понимании процесса становления умения, представляющего собой сложное интегрированное образование, которое включает в себя речевые автоматизмы, т. е. навыки, опирающиеся на знания, и неавтоматизированные компоненты в виде «способности управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач в новых ситуациях общения» (Пассов, 2006, с. 106), т. е. умения. К достижениям отечественной методики в исследовании проблемы речевых умений следует отнести следующие: определение речевого умения, его структуры и качеств (целенаправленность, динамичность, продуктивность, иерархичность, самостоятельность), зависимости качеств речевого умения от качеств речевого навыка, характеристика динамики развития У. (Бим, 1988; Витлин, 1999; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Мильруд, 1976, 2007; Пассов, 1991, 2006;). См. также речевое умение, навык.
К числу Р. у. по иностранному языку выпускника общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие: 1) говорение: а) вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным или прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; б) рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; 2) аудирование: относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения; 3) чтение: читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; 4) письмо: писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.