Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
Зачем нужен «Прагматикон»

Наверняка вы обращали внимание на то, как часто герои англоязычных сериалов вместо простых «нет» или «да» произносят не всем знакомые выражения типа no way или you bet. Что это такое и почему об этом почти не говорили на уроках в школе? На сайте «Системный Блокъ» рассказывают о дискурсивных формулах и новом цифровом ресурсе для их изучения в русском языке, а также поиска аналогов в английском.

...Про то, как устроены русские дискурсивные формулы, пишет «Системный Блокъ»...

...Наверняка вы обращали внимание на то, как часто герои англоязычных сериалов вместо простых «нет» или «да» произносят не всем знакомые выражения типа no way или you bet. Что это такое и почему об этом почти не говорили на уроках в школе?...

...Например: «А то!», «Не говори!», «Как скажешь» или «Да ладно!» Они выражают такие же реакции, как «да» и «нет», только более эмоционально наполнены и разнообразны по семантическим компонентам....

...Сам ресурс возник на базе международного проекта «Русский Конструктикон», но если в «Конструктиконе» описываются конструкции, встраиваемые в предложение, то в «Прагматиконе» представлены только выражения, являющиеся отдельными законченными репликами....

...Зачем нужен «Прагматикон»...

Языковая политика России в Сети

Мы все знаем о политике, а вот о языковой политике мало кто знает. Языковая политика — это государственная политика, идеология и соответствующие ей действия, направленные на решение языковых проблем, на достижение определенного языкового состояния в обществе. Традиционно выделяют ретроспективное и перспективное направления в языковой политике. Перспективная языковая политика предполагает так называемое языковое строительство (например, создание алфавитов для бесписьменных языков). Ретроспективное направление — это языковая культура (или культура речи) в самом широком понимании, то есть поддержание норм литературного языка и целенаправленное внедрение их в общество (то есть в носителей языка), культивирование норм среди носителей языка.

...Материалы доклада Юлии Сафоновой на 11-м Российском...

...Ретроспективное направление — это языковая культура (или культура речи) в самом широком понимании, то есть поддержание норм литературного языка и целенаправленное внедрение их в общество (то есть в носителей языка), культивирование норм среди носителей языка....

..., то есть закрепление норм в грамматиках и словарях....

...Важно и то, что порталом активно пользуется диаспора. «Грамота.ру» выявляет языковой электорат, готовый принимать активное участие в языковой политике....

...Если нет, то мы все как языковой электорат безмолвствуем. И еще: мое отношение к «олбанскому» языку. Олбанский язык — это бурса. Не знаете, что такое бурса? Вот так же через несколько лет олбанский язык тоже не будут знать....

...Возможно, так диаспора удовлетворенно отреагировала на то, что «великий и могучий» снова в силе, а значит, можно надеяться и на укрепление позиций России в мире (ведь только сильная страна может позволить себе заниматься языковыми вопросами)....

... Законодательная деятельность (для лингвистов больше бы подошло «законотворческая») — кодификация норм, то есть: определение норм (как правильно и почему — на этот вопрос могут ответить только специалисты, в нашем случае — лингвисты); собственно кодификация норм...

...Языковая политика России в Сети...

Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»

То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. 

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. ...

...Но если подойти к его членению с диахронической точки зрения, то написание не придется запоминать....

...Что касается этимологических связей, которые открываются благодаря диахроническому подходу, то они дают школьникам возможность лучше понять внутреннюю форму некоторых слов и, следовательно, их лексическое значение....

...Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...

...Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи....

...Это повод сформулировать то, что ты понял сам, и услышать то, что понял другой. Не правильный ответ, не исторический комментарий, а возможность поделиться собственным эмоциональным переживанием....

...  Функциональная грамотность, то есть понимание, что и как сделано, рождается тогда, когда мы проводим рефлексию пережитого....

...Если мы хотим, чтобы дети усвоили какое-то сложное, отвлеченное понятие, например, на уроке обществознания, то сначала предлагаем актуализировать личный опыт....

...Если мы будем сопоставлять читающего взрослого и читающего ребенка, то читающий ребенок, скорее всего, лет в тринадцать уже освоил и аудиокниги, и чтение с экрана....

...Причем обсудить не саму работу, а то, как ее делали, И не на уровне «все молодцы» или победного отчета, а на уровне рассказа о проблемах и способах их решения....

...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...

Хроника конференции «Современный учебник русского языка для иностранцев»

Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.

...Докладчики представили готовые учебники и учебные пособия...

...Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ....

...Лукшин, Москва), то есть сделали попытку системного подхода к проблеме использования новых технологий в учебном процессе....

...Если преподаватель является прежде всего частью функционирующей методической системы и может быть эффективен только в тесном соотнесении со всеми компонентами этой системы (с учащимися и со средствами обучения, то есть с учебником), то и автор учебника не может не учитывать тех, кому с этой книгой предстоит...

...При этом автор особо подчеркнул то обстоятельство, что следует рассматривать разные варианты синонимических конструкций для выражения одного значения и эти варианты обязательно должны отражаться в названной грамматике. В докладе профессора О. Д....

...Немаловажно подчеркнуть и то, что тематика конференции заинтересовала студентов отделения РКИ филологического факультета, которые присутствовали на пленарном заседании, а также на заседаниях секций и приняли участие в обсуждении некоторых вопросов....

...Кроме того, все представленные пособия рассматривались с позиций национальной ориентированности, то есть предназначенные для обучения лиц определенной национальности (французов, персов, поляков) или же для работы с представителями любой национальности....

...Хроника конференции «Современный учебник русского языка...

Чтобы добыть драгоценное слово…

Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

...Обучающие игры со словами: непроверяемые написания...

...Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом....

...Одной из причин непродуктивности этой работы может быть то, что дети получили эти слова в готовом виде, не приложив собственных интеллектуальных усилий к тому, «чтобы добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин» (В. Маяковский)....

...Чтобы добыть драгоценное слово…...

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.

...Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми...

...Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными....

...Если в слове воробей мы выделим корень -воробей-, то окажется, что слово воробушек ему не однокоренное: у него корень -вороб-. А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей....

...Интуиция подсказывает нам, что эти слова связаны между собой, однако если мы выделим у них корень -да-, то получим у дарить суффикс -р-, которого нет в современном русском языке....

...«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными...

Как сказать то, что думаешь, и не обидеть?

Эвфемизмы — так лингвисты называют слова и выражения, которыми мы заменяем другие слова, способные обидеть собеседника или поставить нас самих в неловкое положение. В каких случаях такая замена необходима, а когда лучше обойтись без нее? Какие эвфемизмы были распространены раньше, а к каким мы прибегаем сейчас? Как образуются эвфемизмы и как их правильно использовать, чтобы сказать все, что хочется, и при этом никого не обидеть? Рассказывает Левон Николаевич Саакян, кандидат филологических ...

...Лекция кандидата филологических наук Левона Николаевича...

...Эвфемизмы — так лингвисты называют слова и выражения...

...Как сказать то, что думаешь, и не обидеть?...

Майя Владимировна Зарва — о пользе словарей для работников радио и телевидения

Нередко в практике телевидения и радиовещания возникает ситуация, которую наблюдал каждый из нас. Выступает крупный в своей области знания ученый, касается весьма важной темы — мало нам знакомых, но существенных научных проблем, только еще складывающейся теории и вытекающих из нее поразительных по значимости возможностей. Выступление необыкновенно интересно. Но стоит нам уловить в его речи произношение «беспрецеНдентный», где первый звук «н» явно лишний; или «изобрЕтенный недавно прибор» (вместо «изобретённый»); или «это играет большое значение» (вместо «имеет большое значение»), как мы отчетливо чувствуем, что наше увлечение передачей рассеивается, угасает, что мы уже отвлеклись от главной мысли, а то и просто потеряли ее. Причина заключается в том, что выступающий не в полной мере владеет литературным языком. Тогда как в публичной речи это абсолютно необходимо.

...Многие слушатели продолжают считать речь, звучащую...

...; или «изобрЕтенный недавно прибор» (вместо «изобретённый»); или «это играет большое значение» (вместо «имеет большое значение»), как мы отчетливо чувствуем, что наше увлечение передачей рассеивается, угасает, что мы уже отвлеклись от главной мысли, а то...

...Мы узнаём слово без каких бы то ни было усилий, без малейшей затраты умственной энергии. При этом наше внимание целиком направлено на смысл речи, оно не расходуется непродуктивно. Таким образом, соблюдение языковых норм ведет к экономии умственных сил и облегчает процесс языкового общения....

...В период подготовки передачи получить нужную справку о произношении слова и ударении в то время было затруднительно: картотека находилась в дикторской группе в Путинковском переулке, а передачи велись не только из расположенных там студий, но и из студий Центрального телеграфа, студий Дома звукозаписи...

...Если раньше, стремясь установить соответствие между рекомендуемыми орфоэпическими и акцентными нормами и тем, как они реализуются в живой речи жителей России, организовывали опросы нескольких десятков людей — носителей русского литературного языка, то теперь редактору седьмого издания, доценту...

...Правда, в процессе развития языка возникают многочисленные варианты слова: фонетические (пенсия — пе[нь]сия), орфоэпические (булочная — було[шн]ая), акцентные (пе́тля — петля́, и́скриться — искри́ться), морфологические (то́поли — тополя́), словообразовательные (нормализова́ть...

...И если у многих представителей старого поколения сохранились в памяти нормы, пропагандировавшиеся в шестидесятых-семидесятых годах лучшими дикторами телевидения и радиовещания, несшими истинную культуру речи в массы, то у молодежи подобных навыков нет: речь, которую они слышат сегодня в эфире, представляется...

...Майя Владимировна Зарва — о пользе словарей для работников...

Игорь Исаев: «Мы прикладываем недостаточно усилий для просвещения наших соотечественников»

Поскольку я не просто русист, а русист-диалектолог и фонетист, то меня, как и все сообщество русистов-диалектологов, которые понимают важность диалектов для истории языка и для понимания современного состояния языка, очень волнует их исчезновение.

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Поскольку я не просто русист, а русист-диалектолог и фонетист, то меня, как и все сообщество русистов-диалектологов, которые понимают важность диалектов для истории языка и для понимания современного состояния языка, очень волнует их исчезновение....

...До тех пор, пока есть территориальное варьирование населения, то есть люди, живущие в городах, и люди, живущие в селах, диалекты сохраняются и будут сохраняться....

...Удивительно, что многие верят в самые невероятные теории, не обращая внимания на то, что им начиная с пятого класса школы объясняли про словообразовательные модели и морфемное членение слова....

...Это то, чего русистике не хватает. Мне кажется принципиально важным, чтобы все люди, владеющие русским языком, понимали, как устроен наш язык, как он возник и развивается, а для этого нужны совместные усилия школы, ученых, средств массовой информации....

...Игорь Исаев: «Мы прикладываем недостаточно усилий для...