Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдена 21 публикация
Россия и Русь, россияне и русские: откуда пошли эти самоназвания

Наши представления о Древней Руси во многом сформированы «Повестью временных лет», которая не всегда может служить достоверным историческим источником. Споры о роли скандинавов в создании древнерусского государства продолжались веками. Недостаток источников создал почву для развития псевдоисторических идей и любительской лингвистики. Но того, что известно исследователям, достаточно, чтобы проследить судьбу важных русских корней рус- и рос-.

...Как они возникли, почему раздвоились и при чем тут...

...Наши представления о Древней Руси во многом сформированы...

...  Существует также маргинальная теория, возводящая слово Русь к гидрониму Рось — так называется правый приток Днепра.  Варяги или славяне? Не стоит отождествлять жителей Древней Руси с современными русскими....

...Россия и Русь, россияне и русские: откуда пошли эти...

2 марта завершается регистрация заявок на XХII Международную научную конференцию «Ономастика Поволжья»

Конференция пройдет 26–29 сентября 2024 года в Саратове на базе Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Планируется обсуждение широкого круга вопросов, связанных с различными аспектами изучения имени собственного. Среди предложенных тем: теория и методология современных ономастических исследований; общая топонимика;  поволжская топонимика,  диалектная и социолектная ономастика;  онимы ...

...Конференция пройдет 26–29 сентября 2024 года в Саратове...

...Среди предложенных тем: теория и методология современных ономастических исследований; общая топонимика;  поволжская топонимика,  диалектная и социолектная ономастика;  онимы в городской коммуникации;  имя собственное в межъязыковом контексте, литературная...

...2 марта завершается регистрация заявок на XХII Международную...

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными, неоднократно отмечалось, что дети, осваивающие какой-либо язык как родной (первый), и носители другого языка (инофоны), осваивающие тот же язык как второй, иногда допускают сходные ошибки, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что стратегия построения первичной и вторичной языковой системы в определенном смысле совпадает. Однако, когда сопоставляются достаточно большие корпусы ошибок, это не подтверждается: среди ошибок, допускаемых инофонами, можно обнаружить некоторое количество «детских», но дети обычно не допускают ошибки, свойственные инофонам. Таким образом, можно говорить о несовпадении стратегий усвоения языка.

...Ребенок находится в более выигрышном положении, чем...

...Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными...

...Теория речевой деятельности, владевшая умами российских исследователей в течение ряда десятилетий, в основе которой лежит обращение к языковому сознанию, не объясняет в достаточной мере механизмов овладения языком....

...Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым...

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном...

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...Школьные предметы и научное знание Любая школьная...

...Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...Лексикография как теория и практика составления словарей. Важнейшие словари русского языка. В. И. Даль и его деятельность. Свободное сочетание слов и фразеологические обороты. Признаки фразеологизмов....

...Лексикография как теория и практика составления словарей. Виды словарей. Словари и энциклопедии. Толковые словари. Фразеологические словари. Грамматика. Морфемика и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова....

... Концепция Русский язык как школьный предмет в основной школе изучается в трех аспектах: теория языка; орфографические и пунктуационные правила; развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация)....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...

21–23 марта в Омске пройдет конференция «Новейшая филология: междисциплинарная парадигма исследований»

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского приглашает принять участие в конференции «Новейшая филология: междисциплинарная парадигма исследований», посвященной памяти профессора Галины Георгиевны Галич. Среди тем, которые предлагаются к обсуждению: жанры письменной речи: историко-культурный и структурно-функциональный аспекты; актуальные направления лингвоантропологии: новое о человеке в языке, речи, тексте; актуальные проблемы ...

...Заявки и тезисы докладов принимаются до 1 марта...

...единиц; разговорная речь в системно-структурном, функционально-стилистическом, жанрово-прагматическом аспектах; актуальные проблемы изучения западноевропейских, восточных, славянских литератур и культур; актуальные проблемы медиалингвистики, медиастилистики и медиадискурсологии; теория...

...21–23 марта в Омске пройдет конференция «Новейшая филология...

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Как изменилось наше представление о языке после появления корпусов текстов, в частности Национального корпуса русского языка? Использование корпуса в практике лингвистических исследований уже стало общепринятым, а что дают корпусные данные теоретикам? Какие явления следует изучать в первую очередь и почему лингвисты не должны опираться на интуицию? Об этом Грамота поговорила с академиком РАН, заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова Владимиром Александровичем Плунгяном.

...Корпус учит лингвистов не доверять своей интуиции и...

...Как изменилось наше представление о языке после появления...

...Но ведь мой указатель работает — а тем, где будет «теория», никто пользоваться не захочет…  Получается, что такая теория практически бесполезна, хотя она гордо приписывает себе «предсказательную силу»....

...  Лингвисты XX века любили говорить о языке, что это стройная система правил (часто добавляли, что она врожденная), своего рода мощная компьютерная программа, которая работает без сбоев у любого обычного младенца, а теория языка должна вскрывать эту стройную систему....

...Когда примеров много, никакая теория их все не объяснит. Всегда будут два-три случая, которые в нее не укладываются.  Как тогда выглядит язык, если смотреть на него из корпуса? В. П.: Если смотреть на язык из корпуса, то язык исчезает. Вместо него остаются тексты, речь....

...Теория должна объяснять, как сказать нельзя и почему. Должны же быть какие-то ограничения? В. П.: Корпус здесь может предложить другую повестку: язык нужен человеку для того, чтобы обеспечивать какие-то потребности этого социума. И люди непрерывно с помощью языка это делают....

...Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять...

Ночевала тучка золотая...

Метафора (греч. metaphorá «перенос») — троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Из других видов иносказания метафора родственна сравнению. Она замечательна своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым — активизацией читательского восприятия.

...Действенность метафоры заключается в совмещении значений...

...Метафора (греч. metaphorá «перенос»...

...В то же время теория метафоры, как и учение о тропах в целом, постепенно развивается, появляются новые положения, уточнения....

...Ночевала тучка золотая......

О качествах хорошей речи

Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича Головина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека.

...Борис Николаевич Головин анализирует такие свойства...

...Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича...

...По «головинским» основам культуры речи была разработана новая теория качества культуры речи. О качествах хорошей речи Речь — явление не только лингвистическое, но вместе с тем психологическое и эстетическое....

...О качествах хорошей речи...

Черная роза и драдедамовый платок

Эпитет (от гp. epitheton ‘приложение’) — вид тропа. Это слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета и тем самым его выделяющее, подчеркивающее: море синее; радость легкокрылая (А. С. Пушкин); мысли, дышащие силой (М. Ю. Лермонтов); чародейка зима; волны несутся, гремя и сверкая (Ф. И. Тютчев). Грамматически эпитет чаще всего — имя прилагательное, но в этой же роли (как видно из приведенных примеров) могут выступать существительное, причастие, наречие, деепричастие.

...Роль эпитетов в создании художественного текста...

...Эпитет (от гp. epitheton ‘приложение’)&...

...Теория эпитета разработана недостаточно, и один из самых спорных вопросов — разграничение эпитета и логического определения. В старинных риториках различали эпитет поэтический, или украшающий (гр. epitheton ornans) и эпитет необходимый (гр....

...Черная роза и драдедамовый платок...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать