Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 40 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Озадачилась постановкой ударения в родительном падеже двух похожих слов - коростель и свиристель. И вот что обнаружила: коростель, -я [не коростель, -я; некоросте ля]. В транскрипции опечатка?

Опечатки в рекомендации нет. Словари фиксируют формы с ударением на окончании: коростеля́, коростели́. В «Словаре ударений русского языка» И. Л. Резниченко к слову коростель дан такой комментарий: «Иное распределение ударения в формах этого слова, встречающееся не только в обыденной речи, но и у поэтов, все же является отступлением от литературной нормы». Приведем поэтические примеры.

Растет, бушует, плачет и смеется
Жизнь городов в сиянии страстей,
А здесь все неизменным остается:
И вопли вьюг, и скрип коростелей.
                           А. И. Тиняков. Деревня (1919)

И все поющие на воле
Жильцы лесов родной земли ―
Кукушки, иволги; а в поле ―
Перепела, коростели;
                           А. М. Жемчужников. На родине (1884.04.27)

Кричат перепела, трещат коростели,
Ночные бабочки взлетели,
И поздних соловьев над речкою вдали
Звучат порывистые трели. 
                           А. А. Фет. «Кричат перепела, трещат коростели...» (1859)

Чуть слышно над ручьем колышется тростник;
Глас петела вдали уснувши будит селы;
В траве коростеля я слышу дикий крик,
В лесу стенанье Филомелы…
                         В. А. Жуковский. Вечер (1806)

 

Вот коростеля крик
Послышался опять...
Зачем стою во мгле?
Зачем не сплю в постели?
Скорее спать!
Ночами надо спать!
Настойчиво кричат
Об этом коростели...
                       Н. М. Рубцов. Ночное ощущение (1969)

Страница ответа
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какой тип придаточного в следующем предложении: Он беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колëс. Возникли сомнения, заранее благодарю за ответ.

Придаточное можно отнести к определительным с оттенком значения степени. 

Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно сказать "слушать оперу" или "смотреть оперу"?

Если в театре (где и видно, и слышно), то оба варианта верны.

Страница ответа

Справочники

Слыхать / слышно

СЛЫХАТЬ / СЛЫШНО, вводное слово Указывает на источник сообщения; то же, что «говорят». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Слыхать, побил вас турка? Б. Васильев, Были и небыли. …На перевале, слышно, происходят то и дело ограбления… И. Шмелев, Переписка. «В Питере, слышно, аэроштаты строят», – сказал лавочник и прикинул пальцами. Н. Тэффи, Завоевание воздуха. ! Не смешивать с употреблением в роли члена предложения. Но ...

...«Сейчас пойдем», – сказал он чуть слышно. С. Сергеев-Ценский, Лесная топь. …Слышно было, как в его груди тихонько похрипывало, словно в неисправной гармони. В. Быков, Сотников....

...СЛЫХАТЬ / СЛЫШНО, вводное слово Указывает на источник сообщения; то же, что «говорят». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Слыхать, побил вас турка? Б. Васильев, Были и небыли. …На перевале, слышно, происходят то и дело ограбления… И....

...«В Питере, слышно, аэроштаты строят», – сказал лавочник и прикинул пальцами. Н. Тэффи, Завоевание воздуха. ! Не смешивать с употреблением в роли члена предложения. Но в доме не слыхать ни шороха, ни шелеста. И. Гончаров, Фрегат «Паллада»....

...Слыхать / слышно...

Частица

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов. К 

...Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука)....

...При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков). Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий....

...Частица...

IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах

§ 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. Писарев Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая. Чехов Казаки, слышно было, сделали отличную атаку. Л. Толстой Ты, сказывают, петь великий мастерище. Крылов Он, признаюсь, тогда меня смутил. Пушкин Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. Крылов Этот, по словам Аркадия ...

...Чехов Казаки, слышно было, сделали отличную атаку. Л. Толстой Ты, сказывают, петь великий мастерище. Крылов Он, признаюсь, тогда меня смутил. Пушкин Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. Крылов Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого....

...IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах...

Журнал

Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова

Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает в соответствии с провозглашением установки на игру как творческого метода. Так или иначе она звучит в текстах-манифестах поэтов-метареалистов Ивана Жданова («До слова»), Сергея Соловьева («Амфитеатр печатной машинки...») и Алексея Парщикова («Вступление»).

...Ольга Северская ищет параллели с классиками...

...Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает...

...виден берег ли, слышно ли ангелов пенье? С одной стороны, получает развитие вертикаль текста: воздух под небом притихшим — бездна безмолвия — ангелов пенье (что вверху — то внизу), с другой стороны, вводится аллюзия к Жданову (ср....

...Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова...

Язык и построение «Песни о купце Калашникове» Лермонтова

Предлагаем вниманию читателей портала статью Константина Борисовича Бархина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1936). Она будет полезна как учителям русского языка и литературы при подготовке к уроку, так и ученикам.

...Специальный проект «Грамоты» к столетию журнала «Русский...

...Предлагаем вниманию читателей портала статью Константина...

...Народ обступил место, огражденное цепью для боя одиночного, но дыхания толпы не слышно. Интересно сравнить такую «трактовку» темы с суриковскими трактовками....

...Присутствующие во пиру и бояре, и князья, и стольники, и оприч­ники совершенно оттеснены к стенам терема — их не видно и не слышно, их присутствие никак и нигде не чувствуется; перед нами лишь два человека: Иван и Кирибеевич....

...Язык и построение «Песни о купце Калашникове» Лермонтова...

Веха — чудо XX века

Сборник работ Виктора Петровича Григорьева «Будетлянин» посвящен творчеству русского поэта Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова. Грамота публикует одну из статей, вошедших в этот сборник.

...В XXI веке в России «проживать вторую жизнь» будут...

...Сборник работ Виктора Петровича Григорьева «...

...(не будем вдаваться в их функции, типологию и этимологию) самовитое слово Хл не смотрится, в шуме тусовок, раскруток и презентаций его не слышно....

...Однако на огромном пространстве между их полюсами пока что не слышно ни об особом успехе «Призраков» у «АукцЫона», ни об опере «Ночной обыск», или фильме «Ночь в окопе», или клипе «Единая книга», ни о продолжателях опытов Георгия...

...Веха — чудо XX века...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать