Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 39 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Прилагательное
к Педаго́г и Педаго́гика.
Подробнее
педагогический

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ \\ [п’]едагогический; в формах с сочетанием с[к’]: педагогический, педагогическим... – педагогиче[с]кий; в форме педагогическийпедагогичес[к’и]й и допуст. устарелое педагогичес[кə]й.

Ответы справочной службы

Добрый день. У Достоевского встречается "педагогичка". Это слово возникло от "педагог" по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик–медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прил-го (как технический–техничка)?

На Ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср: Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе» [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889)]; Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения [Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890)]; ― В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали  на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)].

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Страница ответа
Выражаем глубокую признательность и благодарность за ваше профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость и воспитание. Обязательно ли написать ВАШИ, или просто желательно, или можно и так, и так?

Определение, относящееся к двум или нескольким существительным – однородным членам, ставится в форме единственного числа, если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим. Поэтому мы рекомендуем использовать форму ваше (в единственном числе).

Страница ответа
Добрый день! Как правильно писать название книги "Алма-атинские истории" или "Алма-Атинские истории"?

В пишущихся через дефис прилагательных, образованных от географических названий, обе части пишутся с прописной буквы, если эти прилагательные начинают собой наименования –  географические и административно-территориальные, наименования исторических событий, учреждений, памятников и т. п., например: Западно-Сибирский металлургический комбинат, Санкт-Петербургский государственный университет, Орехово-Зуевский педагогический институт, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Алма-Атинский метрополитен. В остальных случаях они пишутся строчными. Правильно: алма-атинские истории (в середине предложения), Алма-атинские истории (в начале предложения). В названии книги: «Алма-атинские истории».

Страница ответа

Справочники

Что такое научный стиль?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др. Выделяется три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных ...

...В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена....

...Что такое научный стиль?...

Сокращение слов и словосочетаний по ГОСТ Р 7.0.12-2011

(Выдержки из ГОСТ Р 7.0.12-2011 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний. Общие требования и правила)

...  педагогический пед. сокращается также в заголовке, если не является его первым словом перевал пер. при названии в записи на картографическое издание перевод пер....

...Сокращение слов и словосочетаний по ГОСТ Р 7.0.12-2011...

Прописные буквы

§ 92. С прописной буквы пишется первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки. Примечание 2. После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной ...

...Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. Куйбышевский государственный театр оперы и балета. Русский народный хор имени Пятницкого. Сталинградский тракторный завод. Примечание....

...Прописные буквы...

Журнал

Архангельский и казахстанский вузы открыли первую совместную магистратуру

Северный Арктический федеральный университет (САФУ, Архангельск) и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (Казахстан, Шымкент) открыли совместную магистерскую программу по преподаванию русского языка и литературы. Как рассказали «ТАСС» в пресс-службе САФУ, это первая совместная программа высшего образования архангельского вуза с Казахстаном. «В новом учебном году в Северном Арктическом федеральном университете и Южно-Казахстанском государственном ...

...Программа называется «Преподавание русского языка и...

...Северный Арктический федеральный университет (САФУ, Архангельск) и Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (Казахстан, Шымкент) открыли совместную магистерскую программу по преподаванию русского языка и литературы....

...Архангельский и казахстанский вузы открыли первую совместную...

Международный педагогический конгресс пройдет 9–10 ноября в МГУ

Конгресс приурочен к Году педагога и наставника в России и станет главным событием IV съезда Общества русской словесности. 9 ноября состоится пленарное заседание и награждение победителей Международного конкурса «Учитель и его ученики на пространстве СНГ», посвященного двухсотлетию со дня рождения Константина Ушинского и Году русского языка как языка межнационального общения в СНГ. На 10–11 ноября намечены основные мероприятия конгресса, в том числе: Съезд учителей и ...

...В нем участвуют не только преподаватели русской словесности...

...Конгресс приурочен к Году педагога и наставника в России...

...Международный педагогический конгресс пройдет 9–10 ноября в МГУ...

9–12 февраля 2024 года в Узбекистане прошли мероприятия по поддержке русского языка

Учебно-издательский центр «Златоуст» под эгидой МАПРЯЛ и при поддержке департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы провел многодневную программу в Бухаре и Бухарской области. Главным партнером проекта выступил Бухарский государственный университет. О том, как проходили мероприятия, читайте в репортаже наших коллег.

...Центральным событием стал международный семинар «Преподавание...

...Учебно-издательский центр «Златоуст» под...

...Ближе к завершению программы Бухарский государственный педагогический институт предложил провести дополнительную встречу с профессорско-преподавательским составом....

...9–12 февраля 2024 года в Узбекистане прошли мероприятия...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать