Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги

Благодаря появлению цифровых устройств мы можем читать больше, а доступ к информации у нас есть почти всегда. Но как это влияет на то, насколько хорошо мы понимаем прочитанное? Исследователи из Университета Валенсии (Испания) провели метаанализ (сравнительный обзор) более двух десятков исследований, опубликованных в период с 2000 по 2022 год, в которых приняли участие почти 470 тысяч человек. Во всех работах, вошедших в выборку, их авторы оценивали, насколько хорошо участники понимали ...

...Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований...

...Благодаря появлению цифровых устройств мы можем читать больше, а доступ к информации у нас есть почти всегда. Но как это влияет на то, насколько хорошо мы понимаем прочитанное?...

...«А ведь орфографическая грамотность напрямую связана именно с насмотренностью: чем больше мы читаем грамотных текстов, тем мы правильнее пишем, — добавляет Мария Лебедева. — Не просматриваем текст, а именно читаем, запечатлевая в памяти образ слова»....

...Работая с текстом на высокой скорости, мы, вероятнее всего, не успеваем охватить вниманием графический облик слов, которые нам встречаются....

...Салмерон добавляет, что на обнаруженный в ходе исследования эффект могут влиять привычки, которые формирует цифровая среда: мы постоянно отвлекаемся на уведомления, сообщения и другие раздражители. Особенно ярко этот эффект проявляется у детей (это тоже отражено в исследовании)....

...При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже, чем из бумажной книги...

Экстрим, экстремально

На «Меле»  разбирают семь случаев, когда проверочные слова нас подводят.

...Почему мы пишем «экстремальный», когда есть слово «экстрим»...

...На «Меле»  разбирают семь случаев,...

...Почему мы пишем «экстремальный», когда есть слово «экстрим»? Железный принцип, усвоенный в начальной школе: хочешь проверить гласную — подбирай однокоренное слово, где она под ударением. Но выбрать правильное проверочное слово получается не всегда....

...Экстрим, экстремально...

Из наблюдений над языком стихотворения Пушкина «Памятник»

Предлагаем вниманию читателей портала статью Павла Яковлевича Черных, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1949). Правильно ли мы читаем и, главное, понимаем программное стихотворение А. С. Пушкина? Как в черновиках поэта выглядели знакомые нам со школьной скамьи строки? Об этом идет речь в  статье.

...Правильно ли мы читаем и понимаем программное стихотворение поэта?...

...Правильно ли мы читаем и, главное, понимаем программное стихотворение А. С. Пушкина? Как в черновиках поэта выглядели знакомые нам со школьной скамьи строки? Об этом идет речь в  статье....

...Сделаем некоторые за­мечания относительно лишь отдель­ных слов, которые теперь мы произносим иначе. Как прочесть вознесся: вознёсся или вознесся?...

...В последнем стихе Пушкин говорит не оспоривай глупца, тогда как мы теперь сказали бы не оспаривай. Как изве­стно, в старом русском языке гла­гольных образований на -ывать, -ивать с корневым гласным а вместо о типа нашивать было немного....

...Но мне кажется, что лингвисти­ческий (и в известной мере стили­стический) анализ этого стихотво­рения нельзя считать законченным (хотя бы и в очень общем виде), если мы не дополним сделанные выше наблюдения еще одной справ­кой по истории авторского текста....

...изменения, вместе взя­тые, и, в особенности, эта замена причастия живущий, обычного в ли­тературном русском языке, необыч­ным сущий (в смысле «имеющийся», «находящийся») подтверждают уже ранее сделанное наблюдение, что в стихотворении, разбор которого мы...

...Из наблюдений над языком стихотворения Пушкина «Памятник...

Русская разговорная речь: как мы общаемся в обычной жизни

Нередко книжный язык воспринимают как эталонный, а к разговорному относятся пренебрежительно. Есть ли тут иерархические отношения? В чем особенности разговорной речи, как она соотносится с литературной нормой и с просторечием? Почему ее интересно изучать лингвистам? Мы спросили об этом кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и одного из авторов-составителей «Толкового словаря русской разговорной речи» Анну Владимировну Занадворову.

...Низкий стиль или вариант нормы?...

...Мы спросили об этом кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и одного из авторов-составителей «Толкового словаря русской разговорной речи» Анну Владимировну Занадворову....

...Так мы говорим с друзьями, родными, коллегами, в общественных местах. Обычно это речь неподготовленная, спонтанная, когда мы не особенно обращаем внимание на языковое оформление наших высказываний....

...Бывает ли так, что мы говорим не на разговорном языке, а на каком-то другом? Как соотносится помета разг. в словарях с разговорным стилем? Понятия разговорный язык и разговорная речь лингвисты определяют по-разному....

...  При этом синтаксис непринужденного письменного общения тоже отличается от разговорного, отмечает Анна Занадворова: «Общие черты связаны с краткостью, эллиптированностью3 высказывания и опорой на ситуацию, частотна парцелляция4, может опускаться глагол-связка (я спать, мы завтра...

...Русская разговорная речь: как мы общаемся в обычной жизни...

Дневник обновлений: Грамота реагирует на обратную связь

После того как в среду, 22 ноября, портал Грамоты был перезапущен в новом дизайне и с новой поисковой системой, команда внимательно следила за реакцией пользователей. Анализ обратной связи позволяет нам совершенствовать работу портала. Вот некоторые изменения, которые были внесены: большинство ссылок и редиректов стали работать корректно; снижен порог, отсекающий в выдаче нерелевантные ответы справочной службы, — теперь пользователи видят гораздо больше ответов;

...С момента перезапуска мы получили сотни откликов...

...Мы приветствуем обратную связь, конструктивные замечания и предложения. Наша команда будет и дальше делать все, чтобы пользоваться порталом было легко и удобно....

...Дневник обновлений: Грамота реагирует на обратную связь...

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

На обновленной Грамоте образовательное направление становится одним из главных. Мы хотим как можно более понятно и подробно объяснять, как устроены правила, в чем их логика и узкие места, как проще их запомнить. Учебные материалы обращены не только к учителям и школьникам, но и к тем взрослым, кто хочет увереннее себя чувствовать, когда говорит и пишет на родном языке. Мы попросили руководителя направления Марию Юрьевну Лебедеву рассказать о том, как будет устроен образовательный трек.

...Руководитель образовательного направления Мария Лебедева...

...Мы попросили руководителя направления Марию Юрьевну Лебедеву рассказать о том, как будет устроен образовательный трек....

...Мы хотим как можно более понятно и подробно объяснять, как устроены правила, в чем их логика и узкие места, как проще их запомнить. Учебные материалы обращены не только к учителям и школьникам, но и к тем взрослым, кто хочет увереннее себя чувствовать, когда говорит и пишет на родном языке....

...И в решении этой задачи мы опираемся на несколько ключевых идей....

...Мы будем беречь это богатство и дополнять его новыми инструментами, правилами, примерами, упражнениями и целыми разделами. Например, мы планируем сделать отдельный раздел, посвященный грамматике и стилистике (ох, сколько там глубин!)....

...Здесь мы разбираемся, например, почему буква и после приставки в слове взимать (которое иногда причисляют к исключениям) вполне вписывается в орфографическую логику. В некоторых правилах мы обсуждаем правописание слов, еще не вошедших в словари....

...Поддерживая этот принцип, мы стремимся найти примеры:   близкие к реальности нашего адресата: школьника, подростка, студента;  содержащие любопытную, как мы надеемся, информацию;  провоцирующие размышления или дискуссию;  просто веселые....

...Чем мы можем помочь взрослым, которые хотят стать грамотнее, расширить словарный запас, лучше говорить и писать, глубже понимать чужие тексты? Нам важно услышать ваши пожелания, комментарии и идеи, мы постараемся их реализовать. Русский язык — это не просто школьный предмет....

...Изучение русского языка: чем поможет Грамота...

Игорь Исаев: «Мы прикладываем недостаточно усилий для просвещения наших соотечественников»

Поскольку я не просто русист, а русист-диалектолог и фонетист, то меня, как и все сообщество русистов-диалектологов, которые понимают важность диалектов для истории языка и для понимания современного состояния языка, очень волнует их исчезновение.

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Поскольку я не просто русист, а русист-диалектолог...

...  Сейчас 2024 год, мы вернулись в конце февраля из экспедиции. И что же мы видим? Мы видим, что диалекты сохраняются очень хорошо....

...Очевидно, что мы недостаточно усилий прикладываем для просвещения наших соотечественников. Наука и популяризация науки должны идти вместе, причем не только популяризация в виде лекций, но и прямое общение. Это то, чего русистике не хватает....

...Конечно, мы спешим записать русские диалекты в их современном состоянии как можно быстрее. И тут главное наше беспокойство связано с тем, что людей, которые в состоянии делать такие записи и работать с этими материалами, очень немного....

...Значит, у «лингвофантастов» нет никаких представлений ни о морфологии, ни о грамматике, но зато есть захватывающая идея о том, что мы видим перед собой кирпичики древнейшего состояния языка, и можно взять, к примеру, финно-угорский топоним и легко перевести...

...Игорь Исаев: «Мы прикладываем недостаточно усилий для просвещения наших соотечественников»...

Анна Павлова: «Фразеологизмы-конструкции частотны в устной речи, но их трудно найти в корпусах»

Мы с несколькими коллегами работаем над новым двуязычным русско-немецким и немецко-многоязычным (в том числе русским) онлайн-словарем синтаксических фразеологизмов. В течение следующего года мы планируем достичь объема триста словарных статей по каждому из двух языков и опубликовать первую версию словаря, но будем продолжать над ним работать и его пополнять.

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Мы с несколькими коллегами работаем над новым двуязычным русско-немецким и немецко-многоязычным (в том числе русским) онлайн-словарем синтаксических фразеологизмов....

...В течение следующего года мы планируем достичь объема триста словарных статей по каждому из двух языков и опубликовать первую версию словаря, но будем продолжать над ним работать и его пополнять....

...  В работе мы используем русско-немецкую базу данных синтаксических фразеологических конструкций, которая создавалась нами в течение двадцати лет и в настоящее время насчитывает около 1400 единиц на русском и немецком языках....

...На основе этой базы данных мы разрабатываем новый двуязычный онлайн словарь-справочник. Он предназначен в первую очередь для носителей русского языка, изучающих немецкий, а также для изучающих русский язык носителей немецкого (начиная с уровня B2 и выше)....

...В дальнейшем мы планируем увеличить число параметров описания ФК, добавив историческую справку, сведения о частотности и продуктивности схемы.  Анна Павлова — доктор филологии, научный сотрудник отделения русской филологии Майнцкого университета (Германия)...

...Анна Павлова: «Фразеологизмы-конструкции частотны в...

Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста

Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в три клика. Нынешнее поколение школьников и студентов выросло с гаджетами в руках и с детства привыкло читать с экранов, что не могло не заинтересовать исследователей. Собранные данные говорят о том, что изменение носителя информации влияет на понимание и усвоение прочитанного. Вопрос в том, как именно влияет.

...По некоторым данным, из старых добрых печатных книг мы усваиваем информацию лучше...

...Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в ...

...  Когда мы держим в руках книгу, это наглядное напоминание о том, сколько страниц мы уже прочитали и сколько еще осталось. При необходимости мы можем перелистывать страницы, чтобы перечитать текст....

...Если мы думаем, что это будет легко, мы можем не прикладывать особых усилий. Бо́льшая часть того, что мы читаем на экране, представляет собой текстовые сообщения и небольшие посты.  Их обычно легко понять, и именно такого типа контент набирает много просмотров....

...Но и мы привыкаем потреблять информацию в такой «измельченной» форме, и это формирует наши ожидания от текста. Наши глаза сканируют страницы и слова быстрее, чем если бы мы читали все это на листе бумаги. Но при быстром чтении мы можем не усвоить все идеи....

...Мы открываем книгу, перелистываем страницы, подчеркиваем и делаем пометки, которые могут быть полезны для понимания. Все это способствует погружению в процесс, и за счет этого мы усваиваем содержание....

...Снова воспользуемся аналогией с едой: когда мы проглатываем пищу и при этом совсем не смотрим на то, что едим, не смакуем еду, не успеваем почувствовать вкус каждого ингредиента и к тому же поглощены сериалом, мы можем не запомнить, что вообще что-то съели....

...Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание...

Числа и цифры

Журнал «Наука и жизнь» помогает разобраться со словами «число», «цифра» и «количество».  Доктор филологических наук Наталия Черникова рассказывает об этимологии каждой лексемы и о том, как с течением времени менялось их значение.

...Важно их не путать: цифры — это те знаки, которые мы используем для записи чисел...

...Журнал «Наука и жизнь» помогает разобраться...

...  Для записи чисел мы используем арабские (пришедшие в Россию в Петровскую эпоху), реже римские цифры. Слово количество, как и число, впервые фиксируется в XI веке и является старославянизмом. Оно образовано от слова колико – «сколько»....

...Числа и цифры...