Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

Изучение русского языка: чем поможет Грамота

На обновленной Грамоте образовательное направление становится одним из главных. Мы хотим как можно более понятно и подробно объяснять, как устроены правила, в чем их логика и узкие места, как проще их запомнить. Учебные материалы обращены не только к учителям и школьникам, но и к тем взрослым, кто хочет увереннее себя чувствовать, когда говорит и пишет на родном языке. Мы попросили руководителя направления Марию Юрьевну Лебедеву рассказать о том, как будет устроен образовательный трек.

Начну с признания. Русский язык в школе я не очень-то любила. Я зачитывала до дыр лингвистические энциклопедии, выигрывала в олимпиадах по русскому языку, неплохо писала и считалась человеком с «врожденной грамотностью» (о том, что это такое, есть смысл поговорить отдельно). А вот уроки русского языка — не любила. Мои чувства неизменно находят отклик и в кругу лингвистов, и в сообществе педагогов, и у очень разных собеседников. 

Чтобы придумать, как будет устроено образовательное направление Грамоты, я говорила с учителями, детьми и взрослыми, давно избавленными от необходимости «вставлять пропущенные буквы» в сложных словах. Слушала их внимательно. Быть грамотным необходимо, русский язык — важный предмет, но… Мама дорогая, сколько исключений! Какие запутанные правила! Однообразные диктанты, в которых непременно наступает весна или осень, поземка стелется по дремлющему лесу, а чижи и стрижи щебечут дружными стайками. А сколько историй о «травме красной ручки» я услышала... Ты вложил душу и ум в свой текст, а получаешь безжалостный вердикт: две пропущенные запятые. В центре внимания — ошибка.

Про ошибки и норму

Вообще, ошибка — то, что устойчиво ассоциируется со школьным русским языком. Это кажется несправедливым и порочным: страх ошибки тянет за собой страх писать, проявлять себя в тексте. Обещаю, что мы сделаем серию материалов или даже курс про то, почему ошибаться — нормально, как ошибались классики и как ошибки становились со временем нормой. Эпиграфом возьмем слова Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». 

Разговор об ошибках — это отдельный сюжет, который затрагивает сразу несколько фундаментальных тем: и изменчивость нормы (раньше было так, а теперь так), и вариативность нормы в языке (можно и так, и так), и намеренное отклонение от нормы как прием (когда специально не так). 

Слово норма повторяется выше неспроста: именно ей посвящена бо́льшая часть курса русского языка. Самые популярные запросы по теме русского языка в поисковиках начинаются со слов «как правильно…». За квалифицированным ответом на вопрос «Как правильно?» обращаются в справочную службу Грамоты. И совершенно закономерно, что одна из задач учебного раздела Грамоты — научить правильно писать слово или ставить знак препинания. А еще объяснить, почему правильно писать именно так. И в решении этой задачи мы опираемся на несколько ключевых идей. Совсем не новых, но, кажется, по-новому воплощенных: 

  • многоуровневое изучение языка, в котором каждому уровню подготовленности соответствует свой уровень сложности правил и заданий;
  • установка на диалог учебной практики и лингвистической теории, на постепенное сближение «школьного русского» и современных научных представлений о языке;
  • выбор релевантного языкового материала, близкого к коммуникативной реальности, разнообразного и доступного. 

Азы, основы и тонкости

Каждое правило в Учебнике Грамоты представлено на трех уровнях: азы, основы и тонкости. Эти три уровня — три ступени от базовых школьных представлений к академическим знаниям о русском языке.  

Азы — минимальная информация о правиле, которую обычно осваивают при первом соприкосновении с ним. Например, с однородными членами мы встречаемся довольно рано, в пятом классе, и эта первая встреча не должна напугать. 

  • Карточка с азами пригодится при знакомстве с правилом. 
  • С азов стоит начинать, если перед вами стоит задача повторить правило и есть смутное чувство, что все забылось.
  • На освоении азов стоит сфокусироваться, если правописание в целом представляет собой сложность — например, ребенок осваивает русский язык как иностранный или испытывает трудности с речевым развитием.

Вот пример:

Пример правила. Правописание мягкого знака в глагольных формах


Основы — объем знаний о правиле, который должен быть освоен к концу школы. К этому времени информация о правописании обрастает деталями. В правиле про однородные члены мы узнаём, что они могут быть соединены повторяющимися и двойными союзами, образовывать пары, что в предложении Пойду посплю однородных членов вообще-то нет и запятую ставить не нужно. Сосредоточиться на основах стоит при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому карточка с основами адресована в первую очередь ученикам 9–11-х классов и учителям, ведущим занятия в этих параллелях. 

Тонкости — самый интересный и сложный раздел каждого правила. В нем дается информация трех типов: 

  • сведения, выходящие за пределы школьной программы и даже иногда — о, ужас! — противоречащие ей;
  • исключения, которые на самом деле не являются таковыми, если несколько иначе посмотреть на их природу;
  • комментарии к трудным случаям, в которых часто допускаются ошибки. 

В раздел с тонкостями попадают увлекательные сюжеты о неожиданных тире и внезапных запятых, которые по школьным правилам должны вести себя иначе. Здесь мы разбираемся, например, почему буква и после приставки в слове взимать (которое иногда причисляют к исключениям) вполне вписывается в орфографическую логику. В некоторых правилах мы обсуждаем правописание слов, еще не вошедших в словари. Вам будут полезны тонкости, если вы:

  • уже освоили школьную программу и готовы погрузиться в глубины орфографии и пунктуации;
  • хотите разобраться с противоречиями или исключениями и найти объяснение нетривиальным случаям;
  • готовитесь к олимпиадам по русскому языку или планируете поступать на специальность, связанную с языком и текстом. 

Вся информация о правилах представлена в формате карточек, так что их можно распечатать и раздать ученикам на занятии. А еще ими можно поделиться в соцсетях или быстро отправить в сообщении. Возможно, вы будете использовать карточки правил в качестве аргументов  в интернет-спорах о том, как правильно. (Только, чур, не злоупотребляйте этим!)

От понимания к применению

Ключевое отличие учебного раздела Грамоты от других ее частей — возможность не только узнать, как правильно, но и попрактиковаться в применении этого знания. Каждое правило в Учебнике сопровождается упражнениями в знакомом пользователю формате: нужно выбрать букву или знак на месте пропуска. 

Пример интерактивного задания. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков


Примеры для упражнений мы отбираем, руководствуясь несколькими принципами. Вот один из них: материал должен быть разнообразен, интересен и доступен для понимания учащихся; на материале, важном своим содержанием, увлекательном по форме, учащиеся гораздо легче и прочнее усваивают правила… 

Здорово, да? Так в 1947 году писал в пособии для учителей «Методика правописания» Матвей Васильевич Ушаков, стоявший у истоков школьного курса орфографии. Поддерживая этот принцип, мы стремимся найти примеры: 

  •  близкие к реальности нашего адресата: школьника, подростка, студента; 
  • содержащие любопытную, как мы надеемся, информацию; 
  • провоцирующие размышления или дискуссию; 
  • просто веселые. 

Например, правило про обращение заканчивается так: «Не разделяются запятыми междометные выражения господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т. п. (в них нет обращения): Слава тебе господи, со знаками препинания при обращении разобрались!»

Конечно, в идеальном мире все примеры хотелось бы сделать смешными и актуальными, но это удается не всегда. Для правила про разделительный твердый знак мы так и не смогли найти знакомый школьникам пример с сочетанием букв ъю. Пришлось выбирать между подъюбником и предъюбилейным

Мы сознательно отказались использовать в упражнениях  к правилам примеры из классических текстов — все задания пишут наши методисты. Но это не исключает возможности проверить себя на фрагментах из Толстого или Тургенева — такие тренажеры находятся в разделе «Интерактивные упражнения».

Еще один традиционный принцип в изучении любого предмета, который  применяем и мы на Грамоте, — от простого к сложному. Подобно правилам, все упражнения построены в логике от азов — к основам — к тонкостям. Сначала стоит удостовериться, что вы освоили азы, затем переходить к заданиям на основное правило, а в случае успеха — испытать свое мастерство в упражнениях на нетривиальные и трудные случаи. 

Коллекция упражнений будет пополняться, и мы надеемся, что Грамота станет бесконечным тренажером и хорошим помощником в оттачивании навыков правописания. 

Что дальше? 

Образовательное направление опирается на обширные учебные материалы, накопленные за два десятилетия работы Грамоты, начиная от справочников и заканчивая интерактивными диктантами. Мы будем беречь это богатство и дополнять его новыми инструментами, правилами, примерами, упражнениями и целыми разделами. Например, мы планируем сделать отдельный раздел, посвященный грамматике и стилистике (ох, сколько там глубин!). 

Мы будем размещать статьи и видеоматериалы про обучение русскому языку, мнения преподавателей и методистов, детей и родителей. Будет расширяться коллекция материалов для учителей, которые помогут сделать уроки русского языка более живыми и разнообразными. 

Много мыслей и идей связаны со словарной грамотностью: кажется, что словарь как особый жанр недооценен современной школой. Задания и материалы для работы со словарями, в том числе с новым метасловарем Грамоты, могут стать шагом в этом направлении. 

Отдельное внимание мы уделим тому, как учителя других предметов могут работать с русским языком: разбираться со сложными словами на уроках физики и географии, развивать речь на уроках химии и истории, тренировать языковую наблюдательность на школьных экскурсиях.

При всей широте наших замыслов мы бы хотели в первую очередь понимать ожидания пользователей Грамоты и отвечать этим ожиданиям. Что будет полезно? Чего не хватает? Какие случаи вызывают самые большие затруднения? Что интересует тех, кто преподает русский язык в школе, и тех, кто его еще учит? Чем мы можем помочь взрослым, которые хотят стать грамотнее, расширить словарный запас, лучше говорить и писать, глубже понимать чужие тексты? Нам важно услышать ваши пожелания, комментарии и идеи, мы постараемся их реализовать.

Русский язык — это не просто школьный предмет. На русском языке мы каждый день договариваемся, спорим, убеждаем, узнаём то, чего не знали, создаем то, чего прежде не было. А это значит, что изучение русского языка, работа над грамотностью и речевым мастерством актуальны для каждого. Мы хотели бы сделать Грамоту по-настоящему полезным помощником, который бережно и профессионально будет поддерживать вас в изучении русского языка. 

· руководитель образовательного направления Грамоты, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

Подведены итоги конкурса школьных учителей «Словарный урок»

На форуме «Со словарем по жизни» победители конкурса представили свои методические разработки

все публикации

Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ