Русский драматург Александр Николаевич Островский был большим любителем народного слова и с интересом собирал незнакомые ему слова и выражения. Результатом его наблюдений за живой речью стали «Материалы для словаря русского народного языка». В 1993 году вышел основанный на этих материалах «Словарь к пьесам А. Н. Островского», который содержит историко-бытовой, историко-театральный и филологический комментарии. Борис Самойлович Шварцкопф подробно описал этот словарь нового типа в 1973 году, за двадцать лет до того, как он был опубликован.
...Борис Шварцкопф описывает энциклопедические и филологические...
...Русский драматург Александр Николаевич Островский был...
...Исторический быт характеризует и то, как преломляется в восприятии действующих лиц развитие науки и техники того времени. Например: Аэростат — летательный аппарат, воздушный шар. В аэростате ведь никто еще не ездил....
...О неизданном «Словаре к пьесам А. Н. Островского»...
Благодя цифровизации науки многие полезные справочные ресурсы доступны в электронном виде. Институт лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге ведет большую работу по созданию лингвистических корпусов, баз данных, указателей, в том числе посвященных русскому языку. Грамота рекомендует пять ресурсов, которые будут полезны как специалистам-филологам, так и любителям.
...Инструменты, разработанные сотрудниками ИЛИ РАН, будут...
...Благодя цифровизации науки многие полезные справочные...
...В указателе есть сведения о появлении слов в разных значениях (прямом и переносном) и заимствовании из других языков, а также возможность задавать критерии при поиске: исторический период, тип единицы (слово, часть слова или словосочетание), сфера употребления и другие...
...Современные онлайн-ресурсы расширяют возможности исследователей...
То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров.
...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...
...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит...
...Он предполагает обращение к истории образования слова и, соответственно, исторический взгляд на членение слова. Чем полезен диахронический подход в школе? Он позволяет показать этимологические связи между словами и объясняет некоторые орфографические трудности....
...Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью...
Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов исследуют исторический переход ударения в слове «подростковый» со второго «о» на третий как пример влияния массового произношения на составителей словарей.
...Исследование исторического перехода ударения в слове...
...Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов исследуют исторический переход ударения в слове «подростковый» со второго «о» на третий как пример влияния массового произношения на составителей словарей....
...Подростковый...
Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича Головина, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Размышления ученого о проблемах кодификации нормы, отличиях между ее колебаниями и нарушениями, о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, об опасности засорения литературного языка канцеляризмами и жаргонами актуальны и спустя полвека.
...Борис Николаевич Головин анализирует такие свойства...
...Предлагаем вниманию читателей статью Бориса Николаевича...
...И особенно поучителен сам исторический факт — попытка римских ораторов создать теорию качеств хорошей речи. Возьмем другую историческую иллюстрацию. Известно, что почти все большие писатели нового времени (и русские, и западноевропейские) много размышляли о хорошей речи....
...О качествах хорошей речи...
Как правильно писать недавно появившиеся в языке слова? Нередко на практике сразу рождается несколько параллельных вариантов написания. О принципах, которыми должны руководствоваться составители нормативных орфографических словарей, рассказывает статья доктора филологических наук, председателя Орфографической комиссии РАН (2000–2014) Владимира Лопатина.
...Пушкину принадлежит замечательная формулировка: «Орфография...
...Как правильно писать недавно появившиеся в языке слова...
...В переживаемый нами исторический момент нормы и правописания, и языка расшатались, развинтились, разболтались. И виной тому, далеко не в последнюю очередь, уже упомянутые мною журналисты, устные пассажи и письменные тексты, которые мы наблюдаем в СМИ....
...Проблемы нормирования и опыт орфографической работы...
Ученый совет Института русского языка РАН утвердил к печати 30-й том «Этимологического словаря славянских языков» под редакцией академика О. Н. Трубачева, который реконструирует праславянский лексический фонд.
...Словарь должен дать картину происхождения славян...
...Ученый совет Института русского языка РАН утвердил...
...Еще в 1974 году автор писал: «Общественный факт наличия самоназвания *slovene говорит о древнем наличии адекватного единого самосознания, сознания принадлежности к единому славянству и представляется нам как замечательный исторический и культурный феномен» (с. 4)....
...Утвержден к печати 30-й том «Этимологического словаря...
Разные словари необходимы для разных задач. Какими-то пользуются только специалисты, другие нужны тем, кто так или иначе работают с языком, — учителям, школьникам, студентам, редакторам, публицистам. Расскажем о пяти самых востребованных типах словарей для широкого круга пользователей: толковом, орфографическом, словаре ударений, двуязычном и словаре синонимов.
...Чем грамотнее человек, тем чаще он проверяет себя,...
...Разные словари необходимы для разных задач. Какими-то...
... Неисторический словарь — исторический словарь. Историческим в полном смысле слова, по мнению Щербы, может называться словарь, который дает историю всех слов за какой-то определенный период, начиная с конкретной даты....
...Пять видов словарей на каждый день...
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Не правильный ответ, не исторический комментарий, а возможность поделиться собственным эмоциональным переживанием....
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
Европейский союз и Совет Европы объявили первый год нового тысячелетия Европейским годом языков — 2001. Каждый язык занимает важное место в культурном наследии Европы и в ее будущем. Трудно себе представить культурные события, произведения литературы, искусства, научные и другие открытия без упоминания каких-либо имен, принадлежащих языковому многообразию Европы.
...Как отражены личные и фамильные имена в разных графических...
...Европейский союз и Совет Европы объявили первый год...
...И вот уже несколько лет этот, без сомнения, исторический труд из-за невнимания к нему и отсутствия денежных средств находится в издательстве «Русский язык» без движения....
...Коммуникационное алфавитное письмо нелатинских языков...