Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.
...Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли...
...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...
... Функциональный подход к обучению языку 7. Мы можем просто плавать в бескрайнем океане языка, а можем выстраивать траекторию от точки А к точке В и видеть результат в точке В....
...Функциональный подход к обучению русскому языку...
Рецензируемая книга посвящена выявлению наиболее важных характеристик, позволяющих определить наличие и степень структурных и стилистических изменений в современном русском языке в связи с его функционированием в российской части Интернета — Рунете.
...О чем сказано и о чем не сказано в книге Галины Трофимовой...
...Рецензируемая книга посвящена выявлению наиболее важных...
...содержания второй главы этой части (с. 153–168); жанры, принадлежащие к научно-техническому стилю и деловому стилю в их интернет-воплощении, описаны очень убедительно (желательно интернет-рекламу исключить из этой классификации: реклама, вероятно, представляет собой отдельный стиль, вернее отдельный функциональный...
...Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные...
Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения филолога-русиста? Опасность размывания орфографических, грамматических и лексико-стилистических норм, разрушения границ жанра. Может ли Интернет сослужить пользу в благородном деле возрождения культуры речи, популяризации русского языка и поддержания его литературных норм? Безусловно, да, так как Интернет предоставляет безграничные возможности для обсуждения проблем существования и развития современного русского литературного языка, для распространения правил и норм его употребления.
...Четыре вопроса для исследователя языка Интернета...
...Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения...
...На мой взгляд, это не смесь, а качественно новый функциональный подстиль. В чатах (на своеобразных сетевых завалинках, где идет разговор обо всем и ни о чем) господствует разговорный жанр, на который, однако, накладывает свой отпечаток неизбежность обмена репликами в письменной форме....
...О чем пока молчит Рунет...
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Способность самостоятельно применить знания и навыки в нестандартной ситуации — это и есть функциональный уровень....
...Например, в Москве функциональный уровень грамотности включает умение пользоваться цифровыми сервисами. Для школьного обучения применительно к функциональной грамотности можно выделить в качестве целевых ориентиров три уровня....
...Чтобы вывести полученные при выполнении проекта знания и умения на функциональный уровень, проект важнее обсудить, чем сделать. Причем обсудить не саму работу, а то, как ее делали, И не на уровне «все молодцы» или победного отчета, а на уровне рассказа о проблемах и способах их решения....
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
В разных контекстах Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал различные аспекты языка. Отсюда — его разные определения. В контексте же настоящей статьи для нас имеют главное значение два гумбольдтовских понимания языка — деятельностно-речевое («Язык есть деятельность») и системно-знаковое («Язык есть система знаков»). Из первого из них вытекает возможность проследить, в каком соотношении в учении Гумбольдта находятся семасиологизм и ономасиологизм, а из второго — в каком соотношении в нем представлены язык и речь.
...В предпочтении говорящего перед слушающим В. Гумбольдт...
...В разных контекстах Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал...
... Гумбольдта указание на оба аспекта ономасиологического подхода — структурный (внеязыковое содержание — языковая форма) и функциональный (языковая система — речь)....
... Гумбольдта оказались структурный и функциональный аспекты семасиологического подхода. Первый из них связан с переходом «речь — языковая система», а другой — с переходом «языковая форма — внеязыковое содержание»....
...Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции...