Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 73 публикации
Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции В. Гумбольдта

В разных контекстах Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал различные аспекты языка. Отсюда — его разные определения. В контексте же настоящей статьи для нас имеют главное значение два гумбольдтовских понимания языка — деятельностно-речевое («Язык есть деятельность») и системно-знаковое («Язык есть система знаков»). Из первого из них вытекает возможность проследить, в каком соотношении в учении Гумбольдта находятся семасиологизм и ономасиологизм, а из второго — в каком соотношении в нем представлены язык и речь.

...В предпочтении говорящего перед слушающим В. Гумбольдт...

...В контексте же настоящей статьи для нас имеют главное значение два гумбольдтовских понимания языка — деятельностно-речевое («Язык есть деятельность») и системно-знаковое («Язык есть система знаков»)....

...Имея в виду деятельность говорящего, В....

...Деятельность слушающего протекает в направлении «речь — языковая система / языковая форма — внеязыковое содержание», а деятельность говорящего — в обратном направлении: «внеязыковое содержание — языковая форма / языковая...

... Гумбольдт имел в виду не что иное, как речевую деятельность, а не языковую систему. Язык многоаспектен. Вот почему мы можем найти у В. Гумбольдта множество его определений....

...Говорящий, вместе с тем, начинает свою деятельность «с совокупности подлежащих выражению мыслей», которые сначала переводятся в языковые формы, а затем — в речевые....

...Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Energeia)»1. Последняя фраза в этой цитате стала крылатой. Многие почитатели В. Гумбольдта видели в ней квинтэссенцию всей гумбольдтовской концепции языка. В ней черпали вдохновение Г. Штайнталь и А....

...Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции...

Ломоносовскую премию 2023 года вручили за исследования русских текстов с помощью искусственного интеллекта

Премию имени М. В. Ломоносова I степени за научные работы Ученый совет МГУ присудил Наталье Лукашевич — доктору технических наук, ведущему научному сотруднику НИВЦ МГУ и профессору кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. Наталья Лукашевич создала цикл статей о методах автоматического анализа текстов на русском языке (включая их классификацию, извлечение информации, анализ тональности, семантический анализ и другие виды аналитической обработки ...

...Лауреатом главной премии МГУ стала доктор технических...

...Ломоносова («Ломоносовскую премию») Московский государственный университет присуждает своим профессорам, преподавателям и научным сотрудникам за научную или педагогическую деятельность с 1944 года....

...Также премию за педагогическую деятельность присудили доценту факультета журналистики МГУ Михаилу Штудинеру — автору «Словаря трудностей русского языка для работников СМИ» и «Словаря образцового русского ударения».  Премию имени М. В....

...Ломоносовскую премию 2023 года вручили за исследования...

Конференция «Русский язык — основа интеграционного диалога в регионе СНГ» пройдет 26–27 октября

Конференция Межпарламентской Ассамблеи СНГ — центральное событие Года русского языка как языка межнационального общения. Участники проведут дискуссии по следующим направлениям: современное положение русского языка как языка межнационального общения в СНГ и в мире; потенциал русского языка в сфере гуманитарного сотрудничества; вопросы изучения русского языка как родного и иностранного в странах Содружества и за его пределами; русский язык как язык нормотворчества в государствах —

...Место проведения — Санкт-Петербург, но возможно дистанционное...

...распространения русского языка, параметры его функционирования в образовательном пространстве; русский язык как международный язык дипломатии; интеграционные возможности деятельности русскоязычных театров и кинематографа в государствах — участниках СНГ; русский язык и профессиональная переводческая деятельность...

...Конференция «Русский язык — основа интеграционного...

30–31 марта пройдет онлайн-школа «Как передать язык детям»

Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России в составе Института языкознания РАН приглашает на Весеннюю школу «Как передать язык детям». Школа пройдет 30 и 31 марта 2024 года в онлайн-формате на платформе Zoom. Цели школы: обсудить практику внутрисемейной передачи языков; развеять мифы, сложившиеся вокруг этой темы; предложить работающие инструменты, которые помогут заинтересовать детей родным языком; поделиться ...

...Школу для билингвальных семей проводит Научный центр...

...Запланированы встречи с детскими клубами и рассказы о том, как совместная деятельность детей и взрослых по созданию медиаконтента способствует передаче родного языка....

...30–31 марта пройдет онлайн-школа «Как передать язык...

Право и профессиональную этику — на службу интересам потребителей рекламы!

За последние несколько недель прошла волна мероприятий и публикаций по поводу русского языка, словно давняя озабоченность наконец-то оформилась в конкретные мысли и отчетливые намерения. Это прежде всего акция «Народный диктант», инициаторы которой — журналисты «Российской газеты» — поставили эксперимент на себе и тем самым заслужили право предложить проверить свои знания по русскому языку отечественным чиновникам и политикам всех уровней и ветвей власти. За диктантом «по Льву Толстому» последовали выступления известных языковедов и деятелей культуры о русском языке как родном, как языке межнационального общения и как одном из мировых языков.

...Закон о рекламе как дамба от «аэроволн»...

...За последние несколько недель прошла волна мероприятий...

...С давних времен, наверное, с эпохи средневековых цехов и гильдий, была осознана необходимость регулировать профессиональную деятельность посредством правил и нормативов, выработанных внутри самого профессионального сообщества....

...Во всем мире рекламная деятельность, как и многие другие сферы, регулируется специальным законодательством — национальными Законами о рекламе и подзаконными актами и постановлениями, а также законодательными документами в смежных сферах деятельности....

...Если реклама признаётся ненадлежащей, это позволяет применить к ней соответствующие меры — от запрета на показ и помещения контррекламы до аннулирования лицензии на рекламную деятельность и обращения в суд, вплоть до возбуждения уголовных дел по признакам преступлений в области рекламы....

...Право и профессиональную этику — на службу интересам...

Лингвистика как наука: границы, история, действующие лица

Для читателей, интересующихся историей языкознания, мы выбрали несколько книг, написанных отечественными учеными в последние десятилетия. Они дают представление о том, что такое лингвистика, как она связана с другими научными дисциплинами, чем научный подход к языку отличается от любительского и как исторические обстоятельства XX века влияли на судьбу научных идей и тех, кто их отстаивал.

...Представляем книги, написанные специалистами для широкой...

...Для читателей, интересующихся историей языкознания,...

...В книге рассказывается и о развитии ряда научных дисциплин в течение последнего столетия, и об особенностях личностей ученых, выдвигавших те или иные идеи и концепции, и о влиянии на судьбу и деятельность этих ученых времени, в которое они жили....

...Лингвистика как наука: границы, история, действующие...

Русская языковая картина мира: как мудрость стала хохмой и можно ли думать сердцем

Как русская языковая картина мира соотносится с мировосприятием носителей других языков и культур? Какие языковые примеры позволяют нам сравнивать картины мира? Как были переосмыслены некоторые заимствованные в русский язык слова? Об этом — лекция доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Алексея Дмитриевича Шмелева. 

...Лекцию Алексея Шмелева можно посмотреть на YouTube...

...Как русская языковая картина мира соотносится с ...

...Для нас привычно связывать мыслительную деятельность с головой, а чувства — с сердцем. Мы говорим светлая голова, доброе сердце, ум с сердцем не в ладу....

...Русская языковая картина мира: как мудрость стала хохмой...

В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной политике в сфере русского языка

14 ноября в Совете Федерации прошли слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В них принимали участие представители государственных структур, педагоги, руководители образовательных организаций. Основными докладчиками выступили министр просвещения Сергей Кравцов и ректор СПбГУ Николай Кропачев. Были затронуты в том числе следующие группы проблем: управление языковой политикой; применение ...

...Пересказываем основные тезисы выступлений...

...При этом он отметил, что такая деятельность потребует больше кадров и оснащенных для этого помещений. Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Ельцина Денис Фомин-Нилов рассказал об открытии в октябре 2023 года педагогического факультета на базе КРСУ....

...В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

....: Функциональная грамотность — это то, что формируется в деятельности, а деятельность всегда предметна. Поэтому было бы странно ввести какой-то отдельный урок функциональной грамотности....

...Например, когда мы запускаем проектную деятельность по биологии, мы понимаем, что работаем именно на понимание того, зачем нужен предварительный этап поиска информации и почему мы не выдаем готовые темы, а формулируем их вместе с учениками....

...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...Речь и речевая деятельность (90 час.). Речевая деятельность в процессе общения. Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Устная и письменная формы речи. Монолог и диалог. Речевые акты. Речевые жанры. Стили речи. Понятие культуры речи....

... Даль и его деятельность. Свободное сочетание слов и фразеологические обороты. Признаки фразеологизмов. Происхождение фразеологических оборотов: переносное значение слова, античные фразеологизмы, библейские и др....

...Словообразование как деятельность. Индивидуальное словообразование в художественном тексте и речи. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Исторические изменения в структуре слова. Этимология как наука о происхождении и развитии слов....

...Речь и речевая деятельность Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Устная и письменная формы речи. Монолог и диалог. Текст как речевое произведение. Классификация текстов. Речевые акты. Речевые жанры. Стили речи. Понятие культуры речи. Русский речевой этикет....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...