Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

В Совете Федерации прошли открытые слушания о государственной политике в сфере русского языка

14 ноября в Совете Федерации прошли слушания на тему «Государственная политика в сфере сохранения, защиты и развития русского языка: состояние, проблемы и пути решения». В них принимали участие представители государственных структур, педагоги, руководители образовательных организаций. Основными докладчиками выступили министр просвещения Сергей Кравцов и ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Были затронуты в том числе следующие группы проблем:

  • управление языковой политикой;
  • применение закона о государственном языке, учет опыта других стран в деле защиты государственного языка, создание нормативных словарей;
  • нехватка педагогов, разработка единого учебника русского языка, количество часов, отведенных на русский язык в образовательных программах, особенности обучения мигрантов;
  • продвижение русского языка за рубежом, поддержка русских школ в странах СНГ и Русских домов в разных странах, обеспечение образовательных организаций за рубежом учебными пособиями по русскому языку.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала упорядочить управление языковой политикой, так как сейчас ею занимается сразу несколько ведомств. Из-за разобщенности не всегда рационально используются выделенные средства, и каждое ведомство работает по своему плану, из-за чего увидеть единую картину проблематично, подчеркнула сенатор. Также Матвиенко отметила нехватку педагогов по русскому языку и литературе и заявила о необходимости усилить подготовку кадров, в том числе и для русских школ за рубежом. По мнению сенатора, нужна комплексная поддержка русского языка в мире, в эту работу могли бы полнее включиться русские школы при посольствах (последние, по мнению Матвиенко, могли бы принимать и местных детей) и Русские дома.

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил важность единых стандартов преподавания русского языка и литературы. По его словам, единый учебник русского языка уже готовится, эту работу планируется завершить к 2025 году. Он коснулся и темы обучения детей с миграционной историей, предожив выделить для таких детей дополнительные часы на изучение русского языка, а также напомнил, что министерство подготовило и выложило в открытый доступ материалы специально для таких детей.

Кравцов также напомнил, что Санкт-Петербургский университет при поддержке Министерства просвещения РФ открыл прием на онлайн-обучение по российской школьной программе для русскоязычных школьников со всего мира.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев в своем выступлении затронул закон о государственном языке. По его мнению, слабая сторона закона в том, что он не делает различия в сферах применения языковых стандартов: сейчас они едины и для нормативных документов, и для коммерческих текстов. При этом у каждой сферы есть своя специфика, которая пока не учитывается законодателями.

Победитель конкурса «Учитель России — 2023» Олег Янковский поддержал идею расширить роль школ при посольствах России. Он предложил организовывать на базе этих школ (а также приграничных школ) Дни славянской письменности, тематические выставки, открытые уроки и другие мероприятия. При этом он отметил, что такая деятельность потребует больше кадров и оснащенных для этого помещений.

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Ельцина Денис Фомин-Нилов рассказал об открытии в октябре 2023 года педагогического факультета на базе КРСУ. Он займется подготовкой учителей именно для кыргызских школ. Фомин-Нилов добавил, что надеется на помощь Министерства просвещения и других государственных структур, а также корпораций в развитии нового факультета.

Ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская призвала создать единый центр принятия решений, который бы курировал вопросы подготовки учебников для дружественных стран (в пример она привела Вьетнам, где русский язык недавно вошел в число языков, изучаемых в школах). По ее мнению, такая структура позволит более быстро и гибко решать вопросы, связанные с распространением русского языка и ресурсов, необходимых для его изучения.

Глава управления образования администрации города Тверь Наталья Жуковская посвятила свое выступление теме детей-мигрантов. По ее словам, в школах Твери их около 2%, и число с каждым годом растет. При этом многие из них плохо знают русский язык, и это сказывается на успеваемости. А педагоги недостаточно квалифицированы для обучения таких детей. Она призвала создать учебно-методический комплекс «Русский как иностранный», который был бы включен в единый перечень учебников (в этом случае его могли бы закупать школы).

Также из зала поступило предложение уделять большее внимание местой литературе в школах регионов — например, выделить один час в базисном учебном плане под культуру речи с региональным компонентом.

Итоги парламентских слушаний станут основой для рекомендаций государственным органам.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

В Госдуму внесен законопроект об ограничении публичного использования иностранных слов

Изменения затронут рекламу, средства массовой информации и архитектурные объекты

Главы стран СНГ подписали договор об учреждении Международной организации по русскому языку

С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

«Тся» или «тца»? Выучат ли русский язык дети мигрантов

Подняли эту серьезную тему представители армянской диаспоры  

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ