Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Овладеть каким-либо языком — значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одна из главных задач курса русского языка в нашей Лондонской школе русского языка и литературы — обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков.

Русский язык принадлежит к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи. Носитель русского языка как родного в основном усваивает его лексику и систему грамматических форм спонтанно с самого раннего детства, путем имитации и расширяющейся с возрастом речевой практики в условиях русской языковой среды.

При отсутствии этих условий изучение русского языка требует специальной работы над целенаправленным обогащением словарного запаса учащихся, овладением грамматическими формами слов, синтаксическими конструкциями и речевыми навыками. Такая работа характерна для курса русского языка как иностранного. В практике нашей школы мы используем элементы этого курса (как на уровне содержания, так и на уровне методики обучения), хотя в основе нашей программы по русскому языку лежит программа российских школ.

С первых дней работы школы нам удалось обеспечить учащихся всех классов российскими учебниками по русскому языку, литературе и истории. Использование этих учебников привело к необходимости разработки курса русского языка и литературы с ориентацией на программы школ РФ, тем более что, учитывая состав наших учащихся, большинство из которых из русскоязычных семей, мы ставили перед собой задачу научить детей русскому как родному в максимально возможной степени. Программа российских школ была адаптирована к условиям нашей субботней школы.

Как дополнение к программе был составлен по тематическому принципу базовый лексический минимум и список грамматических моделей, наиболее значимых для становления русской речи. Используя эти материалы, наши педагоги осваивают новую методику работы над моделями и словарем, в особенности над теми лексическими единицами и грамматическими формами, которые вызывают трудности у детей. В учебниках по русскому языку, рекомендуемых для российских школ, такая работа, как правило, представлена очень слабо. Поэтому для закрепления в речи учащихся основных форм и моделей русского языка учителя в дополнение к основному учебнику (Т. Г. Рамзаевой, М. Л. Закожурниковой, Р. Н. Бунеева, М. Т. Баранова и других) используют упражнения из пособий по русскому языку как иностранному (А. Ф. Егоровой, Н. С. Власовой, С. А. Хаврониной и других авторов).

Направленное обогащение активного словаря учащихся, методика введения и закрепления новых слов и выражений

Большое количество русской лексики усваивается нашими учащимися в процессе общения дома, на уроках и внеклассных мероприятиях, а также при чтении неадаптированных текстов из детской литературы и истории. В нашей школе мы проходим по чтению и литературе 30–50 произведений в год, по истории, начиная с 4-го класса — около 25 параграфов в год. Однако мы убедились, что определенное количество базовой лексики остается в пассиве или вообще «за бортом», если направленно не формировать активный словарный запас учащихся. В связи с этим учителям начальных классов и дошкольных групп была рекомендована методика тематического введения новых слов и выражений на специальных уроках по риторике и развитию речи. Был разработан список базовых тем, например «Спорт», «У врача», «В магазине» и другие, к которым прилагается список наиболее употребительных слов и выражений, дополненный базовыми глаголами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Таким образом, в течение года учителя повторяют или разучивают с детьми до 500 слов и выражений. Так как большинство учителей начальных классов не владеют методикой постановки речи и введения новых слов, мы проводим у себя специальные семинары по этой тематике.

Дальше описываются некоторые варианты введения и закрепления новых слов, которыми мы рекомендуем пользоваться.

  1. Новое слово необходимо произнести четко, показать его написание (на доске, на карточке, в книге и т. д.) и раскрыть его значение. Наиболее эффективным способом семантизации слова является показ соответствующего предмета, признака или действия в окружающей жизни, при этом действие учитель изображает сам, а потом предлагает изобразить его детям.

  2. Попросить детей повторить новое слово 2–3 раза. При этом учитель повторяет его вместе с детьми. Делать это следует четко и динамично. Постепенно дети приучаются автоматически повторять новые слова и выражения вслед за учителем.

  3. Убедиться, что значение нового слова или выражения усвоили все дети.

  4. Активизировать слово/выражение в речи: дать примеры самому и попросить детей придумать свои примеры с этим словом/выражением. При этом дети могут работать в парах.

  5. Как рекомендует О. Хорошковская, «существительные лучше вводить прямо с типичными определяющими их прилагательными (например: огурец зеленый, длинный, свежий)». Таким образом, легко запоминается больше слов одновременно. Экономится время. Слово надежнее связывается с соответствующим образом. Успешнее усваиваются антонимические пары (высоко — низко, далеко — близко), а также группы однокоренных слов и синонимические ряды.

  6. Для закрепления новых слов лучше дать творческое домашнее задание с их использованием, например: придумать словарный поиск или кроссворд (не просто так, а для своих родителей / детей из младшего или соседнего класса и т. п.); составить предложения, рассказ (юмористический), стихотворение и т. д. с наибольшим количеством этих слов. Можно и даже нужно скомбинировать это задание с грамматическим материалом, который проходили на уроке. Например, попросить включить несколько грамматических элементов или найти и выделить эти элементы в своем тексте.

  7. Дети, умеющие писать, должны иметь вокабуляры (словарики) для записи новых слов.

Работу по направленному обогащению словарного запаса необходимо вести систематически на всех уроках в школе. Так, готовясь к уроку по чтению/литературе или истории, учителю необходимо выбрать несколько наиболее интересных и полезных слов и выражений в изучаемых текстах, которые могут быть мало знакомы детям. Постараться дополнить эти слова однокоренными, родственными, синонимами, антонимами и т. д. и предложить детям ввести эти слова в новый «живой» контекст. Мы рекомендуем учителям поставить себе задачу пополнять словарь учеников 10–15 активными словами/выражениями в неделю. Если подключить к этому процессу родителей, можно добиться еще бо́льших объемов усвоения новых слов.

Необходимо воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителю, к русскоязычным взрослым, к словарям, в том числе к русско-английскому словарю. Трудно переоценить значение такой привычки для успешного овладения языком и для последующей жизни человека, претендующего на определенный культурный уровень.

Формирование грамматического строя речи учащихся

  1. Мы рекомендуем учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке, и обязательно включать в домашние задания во всех классах, начиная с дошкольных групп. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может быть связана с материалом основного учебника по грамматике и правописанию.

  2. С помощью систематических наблюдений и тестирования учителям рекомендуется выявлять общие и индивидуальные трудности учащихся в использовании грамматических форм русского языка и сосредоточивать на них внимание на уроках.

  3. Мы считаем, что работу над грамматическими формами следует максимально индивидуализировать, предлагая учащимся задания с учетом их трудностей и отражая их успехи в листе прогресса.

  4. В соответствии с методикой русского как иностранного целесообразно выделение таких этапов в работе над каждой падежной формой:

    а) глагол + существительное в данном падеже;

    б) глагол + существительное с прилагательным в этом падеже;

    в) глагол + существительное с прилагательным и местоимением (мой, этот, такой и др.) в данном падеже;

    г) глагол + личное местоимение.

В зависимости от характера материала и усвоения его учащимися эти этапы могут быть представлены выборочно или в иной последовательности. При этом желательно использовать глаголы в разных временны́х и личных формах.

В работе над грамматическими формами могут быть использованы самые разнообразные устные и письменные упражнения приблизительно в такой последовательности:

  • предъявление образца, его анализ с опорой на таблицы;

  • повторение модели вслед за учителем и хоровое ее проговаривание;

  • наблюдение модели, выделенной другим цветом, в тексте или упражнении;

  • переконструирование предложений по предложенным образцам;

  • ответы на вопросы и формулировка вопросов;

  • постановка в нужной форме слов, данных в скобках, в рамках предложения или текста;

  • разыгрывание данных или самостоятельно составленных диалогов с моделями;

  • включение изучаемой модели в предложение и текст;

  • исправление ошибок (корректировка текстов);

  • перевод с английского языка на русский.

При построении системы упражнений следует как можно раньше включать задания на уровне предложения и текста.

Поскольку усвоение грамматических форм неразрывно связано с работой над словом, следует на определенном этапе включать в упражнения лексику и устойчивые словосочетания, отобранные учителем для обогащения словарного запаса учащихся.

Учитывая важную роль речевой практики в усвоении лексики и грамматического строя русской речи и ограниченность во времени на уроках русского языка, целесообразно использовать разные организационные формы работы, такие как:

  • работа над упражнениями из учебника группами и парами;

  • работа с ситуативными диалогами и ролевые игры;

  • постановка речевых задач, ориентированных на внеречевые цели (например: «Вам поручили подготовить специальный выпуск журнала ко дню 8 Марта, распределите обязанности между членами редколлегии и объясните каждому его задание»);

  • обсуждение в классе выполненных заданий и т. п.

Мы рекомендуем чаще использовать парную работу на уроках, даже при проверке домашнего задания. Больше детей говорят одновременно — больше речевой практики дети получают в течение урока. Учитель при этом находится очень близко — слушает, помогает, подсказывает. Если посадить детей парами с определенным расчетом, то более «сильные» дети могут также контролировать чтение, пересказ или ответы на вопросы более «слабых». Учитель больше контролирует «слабых». Вследствие привычки парной работы на уроке у детей появится навык говорить друг с другом по-русски, который они смогли бы перенести и на переменки. (Спонтанное общение русских детей между собой на языке страны проживания является серьезной проблемой для русских зарубежных школ.)

В настоящее время мы работаем над созданием единой программы, интегрирующей работу над формированием грамматического строя речи с изучением грамматики и правописания.

Галина Иваницкая, кандидат педагогических наук, методист Лондонской школы русского языка и литературы
Ольга Брамли, основатель и директор Лондонской школы русского языка и литературы

Еще на эту тему

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

Семь книг, которые помогут расширить представления о языке и языкознании

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Понимая этапы развития речи, родители могут вовремя заметить проблемы и справиться с ними

«Мама, говори как все!», или Русский язык вне России

Заметки о Международном форуме, который начался раньше, чем открылся, и продолжается после закрытия

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ