Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи
Иллюстрация: Варвара Гранкова

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

Грамота: В чем особенность вашего чемпионата, чем он отличается от других конкурсов для школьников?

Михаил Павловец: Мы долго спорили о том, каков наш профиль. Поначалу получалось, что у нас чуть ли не 15 разных профилей, по количеству направлений, которые могут выбрать участники. Там есть и гуманитарные профили (филология, лингвистика, медиа и журналистика, педагогика, психология, история), и совсем далекие от гуманитарных наук: естествознание, спорт, медицина, информационные технологии и инженерия... Потом сформулировали, что наша специализация — профиль научной коммуникации. Научная коммуникация метапредметна, она нужна и математикам, и педагогам, и спортсменам.

Идея олимпиады как интеллектуального состязания предполагает проверку умения действовать в новых, неизвестных обстоятельствах и сталкиваться с задачами, которые ты, может быть, раньше не решал.

У нас есть еще одна важная установка: каждый год менять правила игры. Нам не хочется, чтобы вокруг нас возникла инфраструктура подготовки к чемпионату. Натаскать на наши задания должно быть невозможно, это принципиальный подход.

Зачем нужен отборочный тур и как он проходит?

М. П.: Отборочный тур проходит в формате онлайн-теста на функциональную грамотность и критическое мышление, на который отводится полтора часа. В прошлые годы на отбор регистрировалось до 30 тысяч человек.

Михаил Павловец
Фото из личного архива

Наша задача в том, чтобы школьники умели читать не только художественную литературу. Поэтому для заданий мы подбираем тексты, затрагивающие острые темы, например социальные проблемы, проблемы науки, экологии, которые обязательно связаны с нашей повседневной жизнью. Иногда это тексты из социальных сетей, в том числе облако коммуникации вокруг задевших постов.

Задача отборочного тура — из тысяч участников отобрать тех, кто, скорее всего, справится и со следующим заданием. Кроме того, для нас важно, чтобы как можно больше людей попробовали себя в этих тестах, поэтому мы их делаем открытыми для всех. В этом году сокращенная пятнадцатиминутная версия нашего теста размещена во «ВКонтакте» (мини-приложение «Те(к)ст» на базе платформы VK Mini Apps). Если школьнику или взрослому понравилось выполнять такое задание, можно зарегистироваться на отборочный тур.

Тексты, которые мы используем на этом этапе, написаны специально для чемпионата студентами — стажерами-исследователями Лаборатории в соответствии с нашими указаниями. В один из сезонов это была научно-популярная статья, в другой ­­— неоднозначное высказывание в блоге: например, отклик на статью и дискуссия в комментариях к ней.

Перед участниками отборочного тура стоит задача найти некорректные методы ведения полемики, когнитивные искажения у автора высказывания и у комментаторов, увидеть противоречия, ложные аргументы.

Далее нужно на основании этого анализа выбрать один из вариантов ответа на вопросы нашего теста. В одном из заданий нужно было соотнести мем, цитату и описание, требовалось умение совмещать визуальный образ и вербальный образ. Мы обратили внимание на то, что с этими тестами школьники справляются лучше, чем взрослые.

Что должны делать те, кто прошел отбор?

М. П.: В результате отборочного онлайн-тура у нас появляются финалисты — несколько тысяч участников из разных регионов. Они в основном очно (если позволяют возможности региона) пишут сочинение на площадках вузов-партнеров.

Наше сочинение — не проверка грамотности, а выполнение определенных задач. Получив задание, участник должен сформулировать проблему и придумать тему, которую раскроет за 3 часа 55 минут. Например, в прошлые годы у нас один участник направления «Психология» получил задачу написать псевдонаучный доклад, который бы вызвал доверие у обывателя, но насмешил бы специалиста. Он сформулировал тему так: «Общение и близкий контакт с носачом удовлетворяет базовые социальные потребности человека». Другая участница (направление «Лингвистика») излагала теорию лингвистической относительности от лица Александра Сергеевича Пушкина — как будто великий поэт сформулировал эту теорию задолго до Сепира и Уорфа! 

Каждое из 4–5 тысяч сочинений, написанных финалистами, проверяют минимум два человека. Это очень большая работа, которой занимаются в том числе эксперты из вузов-партнеров по всей стране. Участники получают не только оценки, но и обратную связь в виде небольших рецензий. Победители и призеры чемпионата могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры.

Каких навыков требует участие в вашем чемпионате?

М. П.: У чемпионата четыре этапа с разными типами заданий: отборочный тест, финал (собственно, сочинение) и суперфинал, который состоит из двух частей — командной работы и рефлексии. Выполнение каждого этапа требует своих навыков.

Навыки, которые мы выявляем, — это ведущие компетенции современного образования, те самые 4К, о которых много говорят: коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа.

В отборочном тесте мы оцениваем критическое мышление, понимание и осмысление текста, функциональную грамотность. Для этого нужно видеть позицию автора высказывания и цель высказывания. Участник должен увидеть, где человек полемизирует, а где — троллит или пытается приструнить оппонента. В сочинении у нас актуализируется другая «К» — креативность, хотя важна и третья — коммуникативность. Ты оказываешься внутри какой-то ситуации, исходя из нее нужно действовать.

Например, для участников, которые выбрали направление культурологии, сочинение может быть таким. В твоем городе организуют фестиваль, посвященный современной музыке. Тебя как эксперта пригласили разработать концепцию молодежной программы фестиваля. Если ты напишешь вообще концепцию, тебе сильно снизят баллы, потому что есть конкретная целевая аудитория — молодежь, есть конкретный город. Нужно быть креативным, предлагать яркие и нешаблонные решения исходя из твоего знания и предмета, и среды. Если ты используешь возможности и исторические особенности твоего города, это повышает ценность работы. При этом коммуникативность тоже важна: твой текст адресован экспертному совету, который состоит из конкретных людей, чиновников и экспертов. Это адресная, избирательная коммуникация.

Цель Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» — повысить уровень функциональной грамотности тех, кто говорит и пишет по-русски. Организаторы хотят привлечь как можно больше участников, причем не только школьников. Любой желающий может  пройти тест, разработанный совместно с VK Education, и узнать, устойчив ли он к манипуляциям в текстах, умеет ли видеть логические ошибки и искажения. Подробности — на сайте чемпионата.

В первые годы ребята плохо понимали, что такое сочинение, приходили с готовыми текстами. Участник, который не хочет читать условия и правила, — это явно не наш человек. Наш — тот, кто внимательно читает правила и инструкции. Многие проигрывают именно из-за того, что не вникают в условия задачи в тестах. С другой стороны, поражает количество ярких, интереснейших, креативных ребят, которые понимают правила игры и готовы в нее включиться.

А как выглядит суперфинал?

М. П.: В суперфинал попадают, как правило, 200–300 человек. В первой части ребята делают проект в команде, состоящей из 5–6 человек с разной специализацией. Нужно быстро решить, каким будет проект, над которым вместе работают, например, программист, спортсмен, филолог и математик, причем из разных классов — от 8-го до 11-го (а в этом возрасте возрастные отличия крайне важны для нормальной коммуникации). Для этого нужно сначала пообщаться, выслушать друг друга, понять, кто чем занимается, кому что интересно, определить, кто может быть ведущим, кто готов быть исполнителем, а кто — лидером команды. Это грандиозный опыт для детей.

Вторая часть суперфинала — это сочинение-рефлексия, смысл которой в том, чтобы в игровой форме отрефлексировать полученный опыт командной работы и взаимодействия с разными людьми.

Мы создаем коммуникативную ситуацию, в которой есть автор текста, определенная коммуникативная задача и адресат, к которому он обращается.

На одном из чемпионатов задание было таким: «Тебя вызвали на педсовет и попросили объяснить учителям, почему они должны были на целую неделю отпустить тебя с уроков в 11-м классе ради участия в чемпионате. Ты должен рассказать, почему ты решил участвовать и что тебе дал этот опыт, или рассказать о неудаче, если считаешь этот опыт неудачным».

Применимы ли ваши наработки в школе?

М. П.: Дело в том, что мы работаем с мотивированными детьми. Как масштабировать наши задания на всех школьников, пока не очень понятно. Однако наша миссия заключается в изменении понимания школьных предметов, форм работы. Элементы этой работы было бы, конечно, очень желательно ввести в гуманитарные дисциплины, и не только гуманитарные.

По большом счету, на любом предмете, даже на физкультуре, можно использовать сочинение. Например, в лицее НИУ ВШЭ, где я работаю, одна преподавательница давала задание написать эссе по математике. Она учила ребят писать о цифрах, расчетах и математических моделях словами, а не одними цифрами.

В чем противоречие между вашим подходом и школьными сочинениями?

М. П.: В школе не всегда учат критическому мышлению, фактчекингу, верификации данных, работе с источниками, а часто учат читать учебник и писать сочинение по схеме. Хороший учитель откладывает учебник в сторону, а у нас учебник стоит во главе образования.

Как выглядит на практике такое преподавание? На «итоговом сочинении» школьники получают тезис, например «Береги честь смолоду», и должны с помощью литературных аргументов раскрыть свою точку зрения. Но примерами из литературы нельзя аргументировать тезисы. 

Литература — это вымысел! Художественный образ принципиально многозначен, один и тот же образ может получать взаимоисключающие трактовки.

Скажем, ученик пишет, как важно бороться за свои права, отстаивать свое человеческое достоинство, и приводит в пример Катерину Кабанову, которая пошла на смерть, но не согласилась пожертвовать своими чувствами. А вы уверены, что это аргумент в ее пользу? Что ее поступок — это проявление силы? С этим не все готовы согласиться.

Сочинение готовит к тому, чтобы воспроизводить некий готовый шаблон. Целая индустрия работает на то, чтобы изготавливать эти шаблонные работы. Как только появляются темы, можно вбить их в поиск и увидеть множество сайтов с готовыми сочинениями по ним. Более того, мои коллеги из Лаборатории «заказали» сочинение чату GPT. Результат проверили наши коллеги из лицея НИУ ВШЭ и пришли к выводу, что получилось вполне нормальное сочинение, можно поставить зачет. Потом этот эксперимент повторили журналисты АиФ — и тоже успешно.

В чем тогда цель преподавания литературы в школе? Научить соответствовать готовым шаблонам?

М. П.: Единственное, что можно при этом прокачать, — это навык коммуникативности, и то в каком-то специфическом понимании: ученик пишет сочинение, чтобы удовлетворить запросы некоего проверяющего, думает о том, чтобы не разозлить его, правильно подобрать аргументы и примеры.

Но надо сказать, что в ЕГЭ ситуация постепенно меняется. У меня такое ощущение, что даже в ЕГЭ по русскому появляются задания не только на проверку грамотности, но и на умение читать, анализировать, извлекать нужную информацию. Это очень радует.

, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли и применять навыки в сложных ситуациях

Почему писать хорошие тексты выгодно

Неудачные формулировки дорого обходятся

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ