Сколько-сколько?
Учитель русского языка Ольга Маевская напоминает в журнале «Наука и жизнь», как правильно склонять числительные в косвенных падежах. В первой статье речь идет о сложных количественных числительных (десятках и сотнях), во второй — о числительных «ноль», «оба» и собирательных числительных.
Ошибки в склонении числительных нередко делают и журналисты, и артисты, и чиновники. Наибольшую сложность вызывают количественные числительные 50–80 и 200–900. При склонении диапазона 50–80 изменяются обе части слова: нет пятидесяти рублей (пяти + десяти) и т. д. А в случае с числительными 200–900 первая часть изменяется как два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, а окончания второй части будут выглядеть как -сот, -стам, -стами и -стах. Форма -ста возможна только в именительном и винительном падежах числительных триста и четыреста.
Отметим, что существует и другая техника запоминания — можно склонять числительные как слово «ноты»: нет пяти нот — нет пятисот; дать пяти нотам — дать пятистам и т. д.
Форма нуль считается устаревшей и употребляется сейчас чаще в косвенных падежах (равняется нулю). Но именно от нее образовано прилагательное нулевой.
Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро — собирательные и употребляются только с существительными мужского рода. «Пять туристов опоздали» — каждый опоздал по отдельности и по своей причине; «пятеро туристов опоздали» — значит, они были вместе, группой. Числительные двое, трое, четверо могут употребляться с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы, но только в именительном и винительном падеже: лежало двое носков, но нет двух носков.
В отличие от остальных, числительное оба изменяется по родам. Оба мальчика/окна и соответственно обóих, обóим, обóими. Обе девочки и соответственно обеих, обеим, обеими. Формы обои и обеи являются ошибкой.
Еще на
эту тему
Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»
В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад
Как пришествие корпусов меняет лингвистику
Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас
В новом сезоне подкаста «Розенталь и Гильденстерн» лингвисты обсуждают будущее языка
Что будет с орфографией, пунктуацией, ударением?
«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники
Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon
Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»