Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Могут ли быть в лингвистике открытия?

Могут ли быть в лингвистике открытия?
Фото из личного архива

Анна Константиновна Поливанова рассказала проекту Arzamas о своем детстве, об отношениях с учителями, взглядах на язык и принципах рациональной науки. Этот большой разговор будет интересен не только лингвистам.

Учителями Анны Поливановой были Андрей Зализняк, Юрий Шиханович, Владимир Успенский и Александр Вентцель. Поначалу она собиралась заниматься математикой, но под влиянием брата и преподавателей поступила учиться на отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ (нынешний ОТиПЛ) и влюбилась в эту науку. На одном из занятий она придумала определение лингвистики.

«Лингвистика занимается изучением того, как устроено нерукотворное информационное устройство, обеспечивающее хранение, передачу, преобразование и создание новой информации».

Анна Поливанова сравнивает лингвистику с биологией, которая изучает устройство иммунной системы. Только вместо иммунной — мыслительная. Язык никто не придумал, это система, заложенная в человеке, что позволяет лингвистике быть эмпирической наукой. При этом лингвистика еще и дедуктивная наука, в ней не может быть научных открытий в подлинном смысле слова: есть лишь явления, которые до этого не были названы и описаны. Можно сравнить этот принцип с доказательством теоремы в математике. 

В научной работе необходимы ограничения: одному исследователю не под силу описать синтаксис всего русского языка, но он может описать, к примеру, синтаксис одной повести. С этой точки зрения удобно изучать старославянский язык, на котором сохранилось сравнительно небольшое количество памятников. «Я думаю, что мое мастерство — подворачивать разные проблемы так, чтобы они становились доступны рациональному знанию, изучению и чтобы любое утверждение было бы опровержимым», — резюмирует Анна Поливанова.  

Кроме размышлений о науке, в интервью есть множество личных воспоминаний об истории семьи и жизни в СССР в советские годы. Можно прочитать его в виде обработанной расшифровки или посмотреть видеозапись.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»

Правила жизни столетнего лингвиста

Лингвистика как наука: границы, история, действующие лица

Представляем книги, написанные специалистами для широкой аудитории

Зализняк о профессиональной и любительской лингвистике

Почему есть спрос на дилетантизм в науке и какими манипуляциями пользуются лингвисты-любители

все публикации

Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка