А Васька слушает, да ест! Искусство говорить как путь к успеху
В коммуникации важную роль играет риторика, напоминает журнал «Наука и жизнь». Внимательное отношение к выбору слов и выражений, к логике высказывания, а также к дикции и интонации — ключ к успеху.
Грамотный выбор речевых средств помогает достигать целей общения. Первобытные люди обменивались простыми возгласами, но со временем для осмысления мира и обмена мнениями понадобилась более сложная языковая система.
Риторика тесно связана с психологией, лингвистикой и логикой. Успешность карьеры часто зависит от умения говорить ясно и грамотно. Речь воспринимается как визитная карточка человека, свидетельствующая о его образовании и эрудиции. Также большое значение имеет уместность: без понимания контекста, в котором происходит общение, коммуникативная неудача практически гарантирована.
У ораторского искусства есть психологический, логический, акустический, культурно-речевой и риторический аспекты. По мнению Юрия Дерениковича Апресяна, можно выделить пять уровней речевой культуры:
- высокое искусство слова;
- хорошее профессиональное владение языком;
- интеллигентное владение;
- полуобразованное владение;
- и городское просторечие.
Особое внимание Апресян уделял четвертому уровню, который опасен из-за недостатка логики и образования говорящего. Дикция и интонация — важная акустическая составляющая риторики. Автор статьи приводит многочисленные примеры ошибок, которые могут повлиять на восприятие и смысл высказывания.
Еще на
эту тему
Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год
«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова
Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»
В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад
Как пришествие корпусов меняет лингвистику
Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас
В новом сезоне подкаста «Розенталь и Гильденстерн» лингвисты обсуждают будущее языка
Что будет с орфографией, пунктуацией, ударением?
«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными
Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники