Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

21 июня состоялся международный онлайн-семинар для русистов об учебниках РКИ

Свыше 1800 преподавателей русского языка как иностранного из 92 стран мира участвовали в международном онлайн-семинаре «Учебник РКИ: современный, классический... или эффективный?». Организаторами мероприятия выступили учебно-издательский центр «Златоуст» и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Высокий интерес к столь традиционной теме отчасти объясняется и некоторой провокационностью названия семинара, и, конечно же, традиционным желанием участников получить еще один сертификат в портфолио, и авторитетом организаторов. Но еще более действенным оказалось желание пообщаться с ведущими профессионалами в области преподавания РКИ, опытными экспертами, известными авторами издательства «Златоуст»: Валерием Частных (МГУ им. Ломоносова), Натальей Новиковой (РУДН), Аллой Латышевой (Центр МС), Анной Мезит (Сибирский федеральный университет), Яной Корольковой (Томский политехнический университет), Анной Любивой (центр «Златоуст»), Натальей Полищук. Привлекли интерактивные форматы выступлений, возможность обменяться контактами с коллегами от США до Новой Зеландии и от Вьетнама до Португалии, а еще задать наболевшие вопросы экспертам и получить от них проверенные богатым опытом лайфхаки.

Семинар открыла ректор ГИРЯ им. А. С. Пушкина Н. С. Трухановская. Она выразила надежду, что встреча положит начало серии подобного рода мероприятий, которые помогают русистам сверить часы, обменяться мнениями и расширить контакты друг с другом. По мнению ректора, методика преподавания РКИ и содержание учебных пособий должны соответствовать современной жизни, которая становится все быстрее и технологичнее. В центре внимания педагогов и методистов сегодня стоит этноориентированное обучение, а не «универсальный русский язык», особенно когда речь идет о преподавании в школе. Необходима содержательная и структурная дифференциация учебных пособий в зависимости от условий преподавания.

Директор центра «Златоуст» С. Н. Голубев подчеркнул ценность регулярных профессиональных встреч, которые представляют личный опыт, обобщают текущие проблемы участников и предлагают оптимальные стратегии решения.

Выбрать подходящий учебник — непростая задача даже для преподавателя с большим опытом. Так, согласно исследованиям ВШЭ, треть педагогов обходится одним базовым учебником, еще треть использует базовый учебник и несколько дополнительных пособий, остальные комбинируют различные пособия или же готовят собственные учебные материалы. От себя добавим, что в последнем случае основная часть материалов не имеет внешней экспертной оценки, и ученики как никогда зависят от личного вкуса и компетенций своего преподавателя. При этом выбор того или иного учебника обусловлен весьма пестрыми критериями: привычностью, популярностью, рекомендациями коллег или звонким именем автора, имеющего много лайков в соцсетях. Но, как считают эксперты, подобные критерии оценки слишком субъективны и неоднозначны.

Участники семинара познакомились с пятью характеристиками эффективного учебника, которые предложила корпорация «Российский учебник». Потребности современного образования удовлетворяют издания, в которых есть:

  • задания разного уровня сложности, что обеспечивает возможность работы в разноуровневых группах и с учащимися разных способностей;
  • материалы для самостоятельной работы (это решает вечную проблему недостатка учебных часов и способствует индивидуализации обучения);
  •  задания разного типа для учащихся с разным когнитивным стилем, мотивирующие переключать виды деятельности;
  •  цифровые ресурсы;
  •  постоянная методическая поддержка авторов или издателей.

Где, кто и как создает такие учебники? Как выбрать эффективный учебник для конкретной целевой аудитории? Где его найти, что делает его доступным? И что делать, если подходящий инструмент не находится? Ответы на эти вопросы содержались в обзоре ведущего модератора Анны Голубевой, затем обсуждались всеми участниками в формате мозгового штурма и предлагались в авторских выступлениях. В перерыве коллеги участвовали в экспресс-опросе об источниках информации о новых учебниках и их доступности.  В заключение участники разошлись в 20 рабочих групп, где дискутировали по поводу влияния на оценку учебника следующих факторов:

  • содержания учебных материалов (насколько подходит ученикам по возрасту, уровню, соответствует целям, мотивам и стимулам учащихся);
  • результата обучения (в зависимости от учебных программ и стандартов, целей заказчика обучения, требований сертификационного тестирования, госэкзаменов);
  • условий обучения (с учителем или без, в группе или индивидуально, очно или дистанционно);
  • педагогических кадров (квалификация, загруженность, личные предпочтения в методике).

Несмотря на непривычность некоторых форматов работы и жесткий тайминг, обусловленный участием в семинаре коллег буквально из всех часовых поясов, все группы справились с поставленной задачей, компетентно и при этом эмоционально представили результаты аудитории. Успеху групповой работы способствовали прекрасные модераторы, среди которых особо отметим дружную команду из Института русского языка им. Пушкина.

Несмотря на то что семинар продолжался почти шесть часов без перерыва, интерес к происходящему не угасал ни на минуту, о чем свидетельствовала постоянная дискуссия в чате. А профессор М. Д. Джусупов из Ташкента, известный ученый и полиглот, которого, кажется, уже трудно чем-то удивить, написал организаторам: «Не знаю, как другие… но я просидел перед монитором шесть часов  на одном дыхании — от слов „Здравствуйте, коллеги!“ до слов „Всем большое спасибо за внимание!“».

Согласно опросу преподавателей, наиболее частые претензии к учебникам — это устаревший материал, неактуальные для адресата тексты и иллюстрации; темы и ситуации, которые не соответствуют интересам учащихся; отсутствие опоры на современные научные исследования по освоению языка. Также педагоги отмечают проблемы с доступом к учебным пособиям (слишком высокая цена, невозможность доставки в ту или иную страну). Основными источниками информации о новых учебниках преподаватели называют конференции и рекомендации коллег. Отзывам в соцсетях доверяют намного меньше.

Участники семинара пришли к выводу, что современный учебник должен идти в ногу со временем и постоянно обновляться. Он не может, как в прежние времена, десятки лет переиздаваться без изменений, а значит, приходится думать о новых форматах учебных материалов. Все чаще преподаватели отдают предпочтение цифровым учебным пособиям, материал которых проще периодически актуализировать и транслировать на широкую аудиторию учащихся. Это могут быть как полноценные цифровые учебники, так и отдельные разработки. Трудоемкость создания таких материалов отчасти мог бы компенсировать постоянно пополняемый банк заданий, создаваемых преподавателями для разных уровней учащихся и разных целей обучения. Доступ к этому банку на основе подписки имели бы все преподаватели — создатели банка, а задачу по его наполнению и экспертной оценке используемых материалов взяли бы на себя наиболее компетентные коллеги. Остаются в проблемном поле вопросы о соблюдении норм авторского права в учебных пособиях и о качестве самиздатовских разработок, не прошедших скрупулезную внешнюю оценку.

В завершение семинара коллеги получили не только сертификаты, но и полезные призы и подарки от организаторов. Всем участникам программы на месяц предоставлен доступ к новинкам учебной литературы на цифровой платформе центра «Златоуст». А те, кто особенно внимательно следил за презентациями лекторов, получили эту подписку на целых три месяца.  Общие впечатления сформулировал доктор О. И. Аль-Шабуль из университета Альярмук, Иордания: «Выражаем огромную благодарность организаторам и преподавателям за их профессионализм, мастерство, за полученные знания, великолепную подачу, формат обучения. Занятия всегда были подробные и интересные, много практики. Содержательно, глубоко, безупречно выстроенный семинар. Семинар был насыщенным, при этом пролетел на одном дыхании. Узнали много нового для применения в практике своего учреждения. Будем с нетерпением ждать новых встреч».

Ценно было видеть, что в некоторых вузах и школах преподаватели собираются перед большими мониторами целыми коллективами, как на просмотр сериала. Будем стараться закрепить эту традицию!

М. О. Насонкина, А. В. Голубева

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Цифровой помощник Copilot от Microsoft научился общаться на русском

Чат-бот получил поддержку русского и еще 15 языков в конце апреля

В апреле 2024 года в Узбекистане прошла Неделя русского языка

Ее провели Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст»

22–24 мая в Институте Пушкина пройдет IV Костомаровский форум

Основная тема мероприятия — «Язык и стиль медиатекста»

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ