Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Исследование: какие фразы сильнее возбуждают речевые зоны мозга

Зоны мозга, связанные с обработкой речи, почти не «подают голос», когда мы читаем грамматически простые и понятные предложения. Однако их активность возрастает, когда мы продираемся сквозь сложный текст. Но насколько сложным он должен быть?

Исследователи из Массачусетского технологического института решили проверить, как речевые зоны реагируют на фразы разной сложности.

Для начала они выбрали 1000 предложений из художественной литературы, расшифровок устной речи, текстов интернета, научных статей и других источников. Затем пять участников читали каждое предложение, в то время как исследователи измеряли активность мозга с помощью фМРТ.

Затем специалисты ввели те же 1000 предложений в большую языковую модель — нейросетевую программу, похожую на ChatGPT, которая учится порождать и понимать языковые выражения, предсказывая следующее слово в огромных объемах текста, — и зафиксировали паттерны активации модели в ответ на каждое предложение.

На этих данных исследователи обучили другую модель (модель кодирования), которая связывает паттерны активации, наблюдаемые в человеческом мозге, с паттернами, наблюдаемыми в большой языковой модели. После обучения модель кодирования могла предсказать, как человеческий мозг отреагирует на любое новое предложение, основываясь на том, как большая языковая модель отреагировала на эти 1000 предложений.

Затем исследователи использовали модель кодирования, чтобы определить 500 новых «стимулирующих» предложений, которые вызовут максимальную мозговую активность, а также предложения, которые вызовут минимальную активность. К эксперименту были привлечены еще три участника; с их помощью было показано, что новые наборы предложений действительно стимулируют и подавляют активность мозга, как и было предсказано.

Выяснилось, что наиболее стимулирующими для речевых зон мозга были фразы с необычными словами и грамматическими конструкциями. Такие непривычные высказывания вызывали сильный отклик на фМРТ. А вот простые предложения вроде мы сидели на кровати — или, наоборот, слишком запутанные и заумные — почти не вызывали активации в целевых зонах.

Понимание того, какие стимулы вызывают активацию зон мозга, позволяет исследователям лучше понимать природу языка. Такое знание может иметь и практическую отдачу — скажем, при составлении программ обучения языку.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Нейросеть — слово 2023 года по версии Грамоты

Выбор основан на анализе данных и опросе экспертного сообщества

Нейросеть научилась распознавать задуманные слова по активности мозга

Это может помочь пациентам с речевыми расстройствами

Чат-боты GPT и другие: что думают лингвисты о больших языковых моделях

Впереди демократизация порождения текстов и большие риски злоупотреблений

все публикации

Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка