Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Исследование: дети пишут одинаково хорошие тексты от руки и на планшете

23 января отмечается День ручного письма. Эта памятная дата была учреждена в 1977 году для повышения интереса к искусству калиграфии в эпоху, когда все меньше людей пишут от руки. Пожалуй, единственное место, где еще приходится постоянно пользоваться ручкой, — это школа. Большинство образовательных систем знакомят детей с письмом, предлагая им выводить буквы от руки. При этом школьное обучение активно цифровизируется, а использование индивидуальных цифровых устройств (ноутбуков или планшетов) становится все более распространенным.

Один из вопросов, который беспокоит педагогов: может ли привычка набирать текст на клавиатуре или на экране повлиять на освоение письма? Ряд исследователей считает, что цифровое обучение письму может иметь свои преимущества. Например, в этом случае детям не приходится предварительно осваивать ручку или карандаш, чтобы правильно выводить буквы. Также они получают дополнительные бонусы в виде, например, проверки орфографии или автоматического озвучивания написанного текста.

Международная команда исследователей провела эксперимент, чтобы выяснить, как обучение письму цифровым и обычным способом в первом классе школы влияет на навыки создания текста. В течение восьми месяцев норвежские первоклассники писали эссе, которые организаторы эксперимента затем анализировали на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, а также синтаксической и композиционной сложности. Одна группа выполняла задания от руки, а другая пользовалась планшетом с возможностью озвучивания написанного текста.

За восемь месяцев у детей из обеих групп улучшились такие показатели, как длина текста и сложность повествования. Кроме того, они стали использовать более богатый синтаксис. Разницы в скорости положительных изменений между группами замечено не было. А вот орфография улучшилась только в группе, писавшей от руки.

Такие результаты, по мнению авторов, свидетельствуют о том, что принципиальной разницы между обучением письму от руки и в цифровом формате нет, — по крайней мере, когда это касается заданий на порождение текста, а не освоение правописания.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского

На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»

Сбер представил сервис проверки орфографии на основе ИИ

Он исправляет случайные ошибки, но оставляет особенности авторского стиля

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Больше всего пострадали дети с низкими показателями успеваемости

все публикации

Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ