Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь» для начальной школы

Объяснительный орфографический словарь. 1–4 классы
 

Друзья!

В день рождения «Грамоты.ру» (14 ноября порталу исполнилось 22 года) делимся с вами радостной новостью: вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь (1–4 классы)». Его авторами стали старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заместитель главного редактора портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук Е. В. Арутюнова и научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук В. М. Пахомов. Оба автора — члены Орфографической комиссии РАН.

Это издание, с одной стороны, продолжает традиции классических школьных орфографических словарей, в первую очередь «Орфографического словаря» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, ставшего настольной книгой для нескольких поколений школьников. С другой стороны, это современный орфографический словарь: читатели найдут здесь не только слова, прочно укорененные в нашей культуре, составляющие неизменный лексический фонд носителей языка разных поколений, но и слова, которые не так давно пришли в русский литературный язык и могут использоваться школьниками (например, айфон и сегвей). Словарь поможет детям проверить написание слов, которые входят в их активный запас и могут быть использованы ими в письменной речи; слов, которые встречаются в упражнениях в учебниках для начальной школы.  В издание включены и «слова на вырост», то есть те слова, которые входят в зону ближайшего лексического развития ребенка.

Словарь вводит читателей в мир академической лексикографии: его рекомендации соответствуют фундаментальному «Русскому орфографическому словарю» под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой (5-е изд. М., 2018), подготовленному специалистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Главная особенность словаря, отличающая его от других подобных изданий для начальной школы, состоит в том, что книга рассказывает не только о том, как пишутся слова, но и о том, почему они пишутся именно так. Написание слов объясняется в словаре с опорой на орфографические правила, изучаемые в 1–4-х классах. Эти правила также приведены в книге, к ним даны упражнения. Они помогут детям повторить все орфографические темы начальной школы, покажут русскую орфографию как единую систему взаимосвязанных законов.

Словарь создавался в течение нескольких лет, огромную помощь и поддержку авторам оказали редакторы книги: кандидат филологических наук О. Г. Згировская и А. П. Пламеневская. Рецензенты издания — главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН доктор филологических наук, профессор М. Л. Каленчук и кандидат педагогических наук Е. В. Пересветова.

Словарь адресован учащимся начальной школы и взрослым читателям — родителям, бабушкам и дедушкам, — а также учителям русского языка. С его помощью можно не только научиться грамотно писать, но и увидеть красоту, стройность и внутреннюю логику важнейших законов русского письма.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет на отношение к содержанию статьи

Некоторые распространенные формулировки заставляют читателя воспринимать факт как мнение

Русский язык сегодня: как ему учить, как его защитить, как он влияет на общество и экономику

В День русского языка эксперты поделились мнениями о разных сторонах его жизни

Поздравляем всех с Днем русского языка!

Приводим пять фактов, которые доказывают, что русский — один из главных мировых языков

6–9 июня в Псковской области пройдет фестиваль «Дни пушкинской поэзии и русской культуры»

Гостей ждут спектакли, концерты, тематические прогулки, а также литературная лаборатория при поддержке Грамоты

все публикации

Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык




Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка