Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов
Иллюстрация: Тим Яржомбек

Словарный запас — ключевое условие успешной учебы, а потом и карьеры. Но чтобы его расширять, необходимы совместные усилия семьи и школы, а у родителей не всегда хватает времени и идей, чтобы систематически заниматься с ребенком. Британские исследователи проанализировали результаты опроса родителей и учителей и предложили свои рекомендации. 

Зачем пополнять словарный запас

Дети постоянно узнают новые слова, читая, слушая и разговаривая. К моменту окончания средней школы они знают десятки тысяч слов, а некоторые дети говорят на нескольких языках. Но даже если дети хорошо усваивают новые слова, им все равно нужна помощь и поддержка родителей. Об этом напоминает «Оксфордский доклад о языке» (Oxford Language Report), подводя итоги ежегодного исследования, которое проводит издательство Oxford University Press. В 2023 году для доклада были проанализированы результаты опроса более 800 учителей, родителей и опекунов детей 5–16 лет из Великобритании и учтен опыт подобных исследований прошлых лет.

С тем, что лексикон детей надо расширять, согласны все участники опроса. Учителя считают, что ведущая роль в формировании словарного запаса принадлежит родителям. По мнению учителей, ученики, с которыми родители занимаются дома, учатся лучше. При этом они отмечают, что детей, которые отстают в этом отношении, в последние годы стало больше. 

В среднем четыре из десяти учеников отстают в развитии словарного запаса настолько, что это сказывается на их учебе.

Закрытие школ во время пандемии Covid-19 привело к увеличению разрыва в словарном запасе, но учителя надеются, что вместе с родителями смогут справиться с последствиями. 

Большинство опрошенных родителей согласны с тем, что ребенку важно иметь богатый словарный запас. По их собственному мнению, они уделяют этому вопросу достаточно внимания, но при этом хотели бы получать больше поддержки от школы. Получается, что учителя рассчитывают на родителей, а родители надеются, что основную работу сделает школа. Очевидно, что им необходимо объединить усилия.

Взаимодействие родителей и школы

Для расширения словарного запаса важно читать разные тексты, участвовать в таких разговорах, где используется разнообразная лексика, в том числе дома. Но только 44% родителей сказали, что школа вовлекает их в работу со словарным запасом. Около 85% учителей тоже видят проблему: школы могли бы сделать больше для того, чтобы поощрять родителей к участию в обучении их детей.

Родители сообщают, что в среднем тратят на лексические занятия с детьми чуть меньше часа в неделю. 

69% родителей хотя бы раз в неделю беседуют со своим ребенком дома с учебной целью, проводят словесные игры или занятия. Максимум внимания приходится на начальную школу; чем старше становится ребенок, тем меньше ему достается подобных упражнений. 84% родителей чувствуют себя «достаточно уверенно», помогая ребенку выучить новые слова и их значения, а 43% полностью уверены в своих навыках. Большинство родителей уделяют особое внимание разговорам, играм и занятиям, связанным с книгами, которые читает их ребенок (62%), словам, связанным с повседневной деятельностью (61%), или словам, связанным с домашним заданием ребенка (56%). 

Чтобы придумать, какие слова сейчас нужнее ребенку и как лучше их выучить, родители больше полагаются на образовательные сайты и собственные поиски в интернете, чем на рекомендации учителя по расширению словарного запаса ребенка. 

Учителя — неиспользуемый источник ценной информации.

Доля родителей, обращающихся за советом к учителю ребенка, невелика. На самом деле учителя могут дать полезную информацию о том, что ребенок изучал, читал, о чем говорил на уроках, а также подробно рассказать о подходе к формированию словарного запаса, применяемому в школе. 

Желательно, чтобы дети занимались дома развитием словарного запаса хотя бы несколько раз в неделю, а лучше ежедневно, говорят учителя. Однако, по их оценкам, только 37% учеников в реальности работают над словами настолько регулярно. Сегодня дети предпочитают проводить время в интернете, тратить его на хобби и увлечения, а к чтению не проявляют большого интереса.

Стратегия школ направлена на то, чтобы поощрять чтение детей и мотивировать родителей заниматься с ними дома. Но почти половина родителей сообщила о нехватке времени для развития словарного запаса детей. Большинство родителей хотели бы получать больше рекомендаций по развитию словарного запаса своего ребенка от школы. Им нужны простые советы и быстрые методы, которые можно внедрить в повседневную жизнь, в частности идеи для веселых занятий и игр, доступные онлайн-материалы, соответствующие возрасту конкретные рекомендации (какие ресурсы использовать и на каких темах сосредоточиться). 

Ключевые методы развития словарного запаса

Новые слова ребенок  узнаёт в основном от родителей. Прежде чем какое-то слово войдет в обиход ребенка, он должен несколько раз услышать его в разных контекстах. Развитию речевых навыков малышей в семьях уделяют достаточно внимания, но важно продолжать развивать речь и в школьном возрасте. 

Помощь детям в увеличении словарного запаса не должна превращаться в трудоемкую, дорогую или утомительную задачу.

По существу, пополнение лексикона не требует отдельного времени: разговоры, словесные игры на ходу, совместное чтение радуют детей и взрослых, способствуют объединению семьи, становятся лучшими детскими воспоминаниями.

Общение 

  • Вовлекайте ребенка в ежедневные разговоры — по дороге в школу или за завтраком.
  • Поводом к разговору может стать реклама, песня или новости, чтобы у ребенка был стимул познакомиться с новыми словами. 
  • Обсуждайте с подрастающим ребенком самые разные темы, интересуйтесь тем, что ему интересно, и спрашивайте его мнение.
  • Дети допускают ошибки, это нормально — будьте терпеливы, сами демонстрируйте правильную речь и хвалите детей, когда они правильно используют новые слова.

Чтение

  • Совместное чтение — отличная практика: ребенок узнаёт новые необычные слова и словесные конструкции, которые не встретишь в повседневной речи, обогащает эмоциональную сферу, обсуждает с родителями разные темы. По ходу чтения задавайте вопросы о том, как могут развиваться события или что чувствует персонаж. 
  • Позвольте ребенку самому выбрать книгу для чтения вслух, запишите его в библиотеку. 
  • Хороший вариант — аудиокниги, их можно слушать всей семьей в машине или во время домашних дел. Они могут выручить родителей, которые не уверены в своих навыках чтения или сами говорят с акцентом. 
  • Когда ребенок становится старше, читать по-прежнему важно и нужно: поощряйте эту практику, покажите, что чтение может быть вариантом развлечения. Предоставьте ребенку пространство и время для чтения, пусть он решает, как и где ему нравится читать.  

Занятия и игры

  • Рассказывайте друг другу о том, что вы видите по дороге в школу. Для начала попробуйте опираться на пять вопросов: кто, когда, почему, где и как. По очереди рассказывайте, что происходит дальше. 
  • Максимально используйте любой опыт, например поездки. Спрашивайте ребенка, что он видит, или поощряйте его описывать то, что его окружает; указывайте на новые предметы или действия, с которыми он, возможно, раньше не сталкивался.
  • Играйте в словесные игры, например с синонимами; придумывайте по очереди синонимы к словам добрый, страшный, смешной и т. д. 
  • Связывайте слова с реальными действиями и опытом: например, изобразите наречия, попросив ребенка тихо подкрасться, быстро пробежать или радостно проскакать. 

Выводы исследования

  1. Расширение словарного запаса относится к числу задач со средним или высоким приоритетом в 90% британских школ; в начальной школе у этой задачи высокий приоритет  в ⅔ случаев. 
  2. Словарный запас — важная часть языковой компетенции и фундамент успешной учебы в школе. Для развития этого фундамента важно объединение усилий учителей и родителей. Если школа и родители смогут обеспечить согласованность подходов и действий, это пойдет детям на пользу. 
  3. Лексический запас влияет не только на учебу, но и на то, будет ли ребенок много читать в будущем, как сложится его карьера, насколько хорошо он будет понимать и различать эмоции. Во взрослой жизни ограниченный словарный запас повышает риск возникновения проблем с психическим здоровьем и безработицы.
  4. Пополнение детского словаря происходит постоянно. Важно не упускать шанс выучить новое слово, использовать для этого любой повод в любой момент жизни ребенка.
, редактор Грамоты

Еще на эту тему

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

Подведены итоги конкурса школьных учителей «Словарный урок»

На форуме «Со словарем по жизни» победители конкурса представили свои методические разработки

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы

все публикации

Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык




Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств