Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера»

Существуют ли в действительности мужской и женский стили? И проявляются ли они только на письме? Мы примерно представляем, «о чем говорят мужчины», но как они говорят? И есть ли в таком случае особый женский язык? Обо всем этом, пережив длинные праздники имени Восьмого Марта, журналист Ксения Туркова поговорила с заведующей лабораторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, доктором филологических наук, профессором Аллой Кирилиной.

Ксения Туркова: Алла Викторовна, у вас как у специалиста по гендерной лингвистике какие чувства вызывает словосочетание «женский день»? Что думаете об этом празднике?

Алла Кирилина: Для меня это День международной солидарности трудящихся женщин. Как человек, трепетно относящийся к профессиональной  самореализации, люблю этот праздник. Для меня это повод вспомнить о тех, кто боролся за право женщин получить, например, доступ к образованию и профессии. А это не само собой разумеется даже и сейчас. Взять женщин цивилизованной Швейцарии: они получили право голоса только в 1971 году. В 70-е же годы немецкие журналистки боролись за право читать политические новости в эфире. Разве можно было у нас такое представить?  Хотя и у нас в последние годы усилилось представление о женщинах как о не вполне дееспособных или как объектах потребления. Это меня печалит.

Если уж заговорили о праздниках... Почему мужчины часто стесняются произносить тосты? Но при этом те, кто не стесняется, делают это лучше женщин? 

А. К.: Возможно, вы просто наблюдали частный случай. Дело в том, что в разных странах и разных культурах есть (более или менее) допустимые или желательные социальные нормы для женщин или мужчин. Например, ненормативная лексика в женском исполнении подвергается большему осуждению, хотя сегодня эта норма в нашей стране ослабевает.

Произнесение тостов  во многих обществах — мужская деятельность (хотя бы по той причине, что женщин не везде допускают к столу, когда за ним сидят мужчины).  Это, однако, не означает, что женщины не могут или не способны тосты произносить. И есть, наконец, вопрос восприятия. Когда вы слышите слово «профессор», кого вы представляете?

А есть ли вообще исследования, кто более красноречив?

А. К.: В начале развития гендерных исследований считалось, что пол — определяющий фактор коммуникации и что в обществе патриархата (мужской власти) мужчины в своем речевом поведении эту власть воспроизводят: чаще перебивают, дольше говорят, отдают больше распоряжений, контролируют тематику общения... Однако последующие исследования показали иную картину.

Пол — это не главный фактор общения. Человек  «складывается» из целого ряда параметров: статуса, возраста, профессии, пола, темперамента... И каждый из них вступает в действие далеко не всегда. Кроме того, параметры могут действовать одновременно.

Да и один и тот же человек в разных ситуациях может вести себя и разговаривать по-разному. Это, например,  зависит и от привычек, тренированности. Например, жена-домохозяйка, вполне авторитарно разговаривающая дома, может застесняться и промолчать на родительском собрании, поскольку не привыкла выступать даже перед небольшой аудиторией. А преподавателю это не составит труда, так как он или она каждый день как на сцене. Вместе с тем в каждой культуре существуют гендерные стереотипы — коллективные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины,  как им следует жить и действовать, а также о том, чего можно от них ожидать.

Проявляется гендер и в общении. Как считают ученые, в детстве и подростковом возрасте мальчики и девочки вращаются преимущественно в однополых группах. Общество в лице семьи, школы, церкви, армии и других систем предъявляет к ним различные требования и ожидает от них различного поведения, поощряет ожидаемое и осуждает отклонения от него. Так, мальчикам обычно дают больше свободы, их отношения более конкурентны. Девочек воспитывают в другом ключе: им прививают послушание, аккуратность, внимание к окружающим вплоть до самопожертвования, эмоциональность и приветливость. Не поощряются упрямство, неуступчивость, резкость, а также похвальба и самовосхваление, даже если для них есть основания. Воспитание связано также с внушением мальчикам и девочкам разных представлений о социальном престиже и с развитием у них различных речевых привычек и стилей общения.

Когда же подростки взрослеют и образуют смешанные коллективы, они применяют усвоенные ранее модели общения, что нередко ведет к недоразумениям и даже к конфликтам. Однако причины непонимания, как правило, не осознаются, так как обе стороны действуют в соответствии с усвоенными образцами и не задумываются о том, что эти образцы могут различаться. Кроме того, одни и те же речевые формулы могут быть по-разному интерпретированы женщинами и мужчинами.

Фразу «Давай я тебе помогу!» можно понять как стремление облегчить жизнь близкому человеку, проявить заботу о нем, но и как желание продемонстрировать свое превосходство, более высокий статус. В таком случае помощь может показаться унижением.

Вследствие разной социализации и неодинаковых требований, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола, большинство женщин охотно делится своими проблемами, не стесняется обращаться за помощью, ценит сочувствие и поддержку. Мужчины же, как правило,  склонны решать проблемы, не обращаясь  за  помощью, более нацелены на независимость и конкурентную борьбу, болезненно воспринимают выражение сочувствия или жалости; привыкли подтрунивать над неприятностями; хорошее отношение могут выражать в форме подначивания. У женщин же это не принято и может быть понято как желание задеть или агрессия.

Кто более искусен в полемике? Если бы у нас была женщина — кандидат в президенты, она бы блеснула?

А. К.: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Как  мы  уже выяснили, пол не является определяющим фактором коммуникации. Однако сегодня XXI век, и история уже показала многократно, что женщины  преуспели в таком количестве областей и профессий — от летного мастерства и литературы до политики и инженерного дела, — что всякие дискуссии о том, способны  ли они что-то сделать, вызывают удивление.

По каким признакам можно определить, речь мужская или женская? А речь «унисекс» существует? 

А. К.: Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера. Общего у нас больше, чем различий.  Тем не менее попытки установить признаки мужской и женской речи неоднократно предпринимались. Как правило, они дают противоречивые результаты и не считаются научными. Исследуются же различные контексты и ситуации, а также средства языка, при помощи которых мужчины и женщины конструируют гендер. Особенно интересно в этом плане профессиональное общение.

Всякое высказывание не только содержит информацию по теме беседы, но и несет в себе «опознавательные знаки» говорящего — его представления о себе, своих ценностях и предпочтениях. Все это отражается в выборе соответствующих слов и выражений, в ритме и интонациях, в способах выражения мысли. Поэтому ученые говорят о том, что в своей речи мы конструируем собственный образ, в том числе и его гендерный параметр. 

Различается ли произношение?

А. К.: Есть данные, что женщины, как правило, тяготеют к более «престижным», скажем так,  вариантам произношения, тщательнее следят за речью, за тем, как они говорят.

Кто более грамотный — мужчины или женщины? 

А. К.: По данным некоторых отечественных экспериментов, чем выше уровень образования, тем меньше различий. Среди лиц с невысоким уровнем образования женщины оказались грамотнее. Это можно объяснить и тем, что в них с детства воспитывают  старание соблюдать правила и нормы, и тем, что основная часть школьной программы по русскому языку приходится на период, когда мальчики еще неусидчивы и не любят учить уроки.

А кто больше обращает внимание на ошибки? В фильме «О чем говорят мужчины — 2» герой говорит, что его девушка написала «вообщем» и он в ней разочаровался. Такое бывает?

А. К.: Есть исследования, показывающие, что женщины стараются в устной речи исправлять допущенные ошибки или оговорки. Разочарование же происходит из-за несоответствия ожиданиям. Если слово показало молодому человеку, что девушка относится к социальной группе, которую он не приемлет, это может иметь самые печальные последствия.

Как думаете, какие слова раздражают женщин? А какиемужчин?

А. К.: Раздражают обычно не сами слова, а то «послание», которое в них заложено или из них считывается. Мы уже говорили о предложении помочь. Из него можно считать и мысль «Я хорошо к тебе отношусь и хочу облегчить твою жизнь», и мысль «Ты сам не способен это сделать, а я могу — я лучше тебя, а ты от меня зависишь».

Вы можете составить топ-10 мужских фраз и топ-10 женских?

А. К.: Это зависит от возраста, образования, увлечений и проч. На всех мужчин или всех женщин такие тенденции не распространяются. А вот в узкой профессиональной сфере о некоторых сходствах говорить можно.  Например, Л. Н. Маслова при изучении согласия и несогласия в устной научной дискуссии установила, что женщинам-ученым (конечно же, не всем) свойственно предвосхищение критики: уже в самом начале выступления они указывают на возможные несовершенства доклада.

Ксения Туркова, кандидат филологических наук, журналист

Еще на эту тему

Кофе среднего рода и другие поводы для волнений: русский язык просит не беспокоиться!

Книга Светланы Гурьяновой опровергает мифы и развеивает заблуждения

Когда докторша стала врачом

Непростая судьба феминитивов для профессий

О некоторых особенностях современной русской речи

Арготическая, уголовная лексика оказывает влияние на интеллект нации

все публикации

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни