Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
Дилемма книжника: что считать источником нормы, тексты или грамматику? 

Наше представление о том, что для изучения языка необходимы словари и грамматика, существовало не всегда. Опираясь на «Историю русской письменности» филолога Виктора Марковича Живова, попробуем разобраться, как текстологический подход к языковой норме оказался вытеснен грамматическим и как это повлияло на нашу письменную традицию. 

...Как Максима Грека за глагол судили...

...Наше представление о том, что для изучения языка необходимы словари и грамматика, существовало не всегда....

...Книжники замечали, что старые тексты отличаются от новых. При этом первые тексты воспринимались как священные: казалось, что их искажение могло привести и к искажению христианской веры....

...За это его обвинили в ереси: в славянском восприятии этой формы получалось, что Христос больше не сидит по правую руку от Отца. Максим Грек первым заявляет, что «глагол — это просто глагол», а не божественное проявление....

...Как восточным, так и южным славянам казалось, что раз их братья по вере пишут по-другому — значит, они сохранили нечто древнее и, как следствие, более правильное и святое....

...  Задача «очищения» русского извода церковнославянского языка вынудила книжников избегать всего, что характерно для разговорного языка. Это привело к расхождению между устной и письменной речью....

...  Примечательно, что параллельно с усвоением южнославянских текстов на Руси существовало и противоположное явление — два восточнославянских влияния на южнославянскую письменность (в XII–XIII и в XVI–XVIII веках)....

...Дилемма книжника: что считать источником нормы, тексты или грамматику? ...

Слово на веревочке: что общего у тех, кто тянет лямку и таскает чужое?

О том, как глагол «слямзить» связан с лямкой и что значат слова «лямза», «лямить» и «лямзить», можно прочитать в рубрике «Беседы о языке» журнала «Наука и жизнь». 

...Филолог Дарья Зарубина рассказывает о происхождении...

...О том, как глагол «слямзить» связан с лямкой и что значат слова «лямза», «лямить» и «лямзить», можно прочитать в рубрике «Беседы о языке» журнала «Наука и жизнь». ...

...Возможно, появление таких значений связано с тем, что тянувшие лямку бурлаки имели плохую осанку, или с тем, что лямка надевалась наискось, криво. ...

...  В «Словаре русского арго» (2002) есть слово лямзить со значением ‘воровать, красть’, а также ‘есть (то, что стащил со стола или тарелки)’. Похожий синонимический ряд дает и словарь Ушакова....

...Слово на веревочке: что общего у тех, кто тянет лямку и таскает чужое?...

Александра Ольховская: «Тематический словарь — это способ найти точное слово для выражения мысли»

Как лексиколога и лексикографа меня прежде всего занимают задачи эффективного лексикографического конструирования. Мы несколько лет работаем над масштабным проектом под названием «Русский тематический словарь». Любому филологу известно, что тематический словарь, в отличие от алфавитного, группирует лексику по смысловым блокам. Однако, помимо этого довольно понятного качества, он имеет еще одну важную жанровую особенность — ориентацию на продукцию речи (говорение и письмо). 

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Любому филологу известно, что тематический словарь, в отличие от алфавитного, группирует лексику по смысловым блокам. Однако, помимо этого довольно понятного качества, он имеет еще одну важную жанровую особенность — ориентацию на продукцию речи (говорение и письмо). ...

...При этом нет никаких доказательств того, что такие категории присутствуют во внутреннем лексиконе человека....

...Ключевая проблема здесь, как мне кажется, состоит в том, что нам не вполне понятна категоризация лексики в сознании человека....

...Считается, что они должны структурировать словарную статью и помочь человеку быстрее найти нужную информацию. При этом у нас нет объективных данных относительно работы словарной невербалики....

...Эксперимент показал, что разные значения слова лучше всего подавать абзацным отступом. Жирное выделение цифр мешает читателю сосредоточиться на смысле и может приводить к неверным результатам....

...Человеку понятно, как искать информацию от слова, но непонятно, как искать ее от идеи, потому что идея часто атематична. Итак, вопрос масштабной антропоцентрической классификации лексики остается открытым....

...Александра Ольховская: «Тематический словарь — это...

Помехи в понимании речевых сообщений

Предлагаем вашему вниманию статью Романа Робертовича Гельгардта, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1968). Что мешает читателю текста в точности понять смысл, заложенный автором? Что имел в виду Пушкин в строке «Вина кометы брызнул ток» и почему при чтении стихов Брюсова читатель может вспомнить химическую формулу HDO? 

...Что мешает слушателю или читателю текста в точности понять смысл, заложенный автором?...

...Что мешает читателю текста в точности понять смысл, заложенный автором? Что имел в виду Пушкин в строке «Вина кометы брызнул ток» и почему при чтении стихов Брюсова читатель может вспомнить химическую формулу HDO? ...

...Она говорит, что слово дуб действительно есть имя существительное, а зимний — это часть речи, которую еще «не проходили». Но прав оказался школьник, более осведомленный во всем, что связано с природой....

...Рассказывали, что в одной из рецензий на свою книгу ученый прочел: «Труп Р. Р. Гельгардта вызывает громадный интерес». И задумчиво сказал: «Какая замечательная опечатка. А что лучше: исправить труп на труд или заменить громадный интерес на патологический?...

...Опрос показал, что вина кометы брызнул ток воспринимается как фигуральное выражение: струя вина, брызнувшая из бутылки, подобна хвосту кометы. Знаменательно, что опрошенные не заметили грамматического оформления слов в этом отрезке, не позволяющего дать такое толкование....

...Интерес к отклонениям от нормы вполне оправдан: представления о должном становятся более отчетливыми, когда лингвистическая критика, руководствуясь критериями функциональным и нормативным, выявляет в высказывании (тексте) то, что не служит осуществлению его целевых установок, что...

...Но несомненно, что рассматриваемые «отклонения от нормы», при всей их нерегулярности, нельзя причислить только к явлениям окказиональным и субъективным, потому что источник ложных осмыслений или излишних сопутствующих представлений заложен в самом языковом материале, а ...

...Помехи в понимании речевых сообщений...

Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки не всегда привычно»

Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы сделать в русистике что-то действительно новое, хорошо бы посмотреть на описание языка радикально иначе. Такой взгляд со стороны типологии, как мне кажется, может быть продуктивным.

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы...

...Я воспитан на том, что лингвистика — это наука о языковом разнообразии и что исследователь языка должен думать о том, как устроены вообще все языки человечества. Типолог привык к тому, что вообще ни один язык сам по себе не изучается, ведь все языки чем-то похожи, чем-то отличаются....

...  Нельзя взять в узоре одну ниточку и вытянуть или изучать одну деталь в пазле — то есть можно, конечно, но осмысленнее увидеть и собрать всю мозаику, да и все современные теории считают, что так правильно....

...Интересно, что в него входит не весь русский язык, а так называемый севернорусский. У северных говоров много ярких ареальных особенностей: сильный партитив, конкурирующий с аккузативом, новый перфект с причастиями типа у Марьи в город уехано....

...Мы прекрасно знаем, что русский язык эволюционировал многие столетия. Язык XII века отличался от современного в том числе типологически: у него был другой набор именных и глагольных категорий, другой синтаксис, другая фонетика. Откуда взялись изменения?...

...Когда я хочу немного напугать русистов, я говорю им, что невозможно описывать русский язык, не зная, как устроен японский или суахили… Такой взгляд может быть полезен и в синхронной, и особенно в исторической русистике, которая у нас очень мощно представлена....

...Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки...

Границы переводческой свободы: описание костюма

Многие из тех, кто учил иностранный язык в школе, признаются, что умеют рассуждать о мировой политике или защите окружающей среды, но теряются, когда нужно правильно назвать венчик для взбивания, определенный вид встроенного шкафа или шапочку с помпоном. В процессе перевода тоже возникают похожие трудности с конкретной лексикой, когда одним словом могут быть названы очень разные предметы. Переводчик с итальянского Анна Ямпольская  рассказала Грамоте, на какие ухищрения приходится идти, чтобы отличить пиджак от куртки, а панаму от ушанки.

...Как узнать, во что герой одет, с помощью словарей, архивов, интуиции, кино и здравого смысла...

...Многие из тех, кто учил иностранный язык в школе, признаются, что умеют рассуждать о мировой политике или защите окружающей среды, но теряются, когда нужно правильно назвать венчик для взбивания, определенный вид встроенного шкафа или шапочку с помпоном....

...Хотя кто может ручаться, что Джордано не имел в виду облегающую футболку, топ, водолазку, тонкий свитерок или (о, ужас!) лонгслив?...

...Порой это оказывается непростой задачей: необходимо ясно представлять, о чем идет речь, как выглядит предмет, из какого материала он изготовлен, как используется, что предписывают правила этикета и культурные традиции....

...Из книги мы знаем, что на этом предмете одежды есть знаки отличия, на нем указаны имя и фамилия военнослужащего, у него имеется воротник. Возможно, это «китель», хотя, скорее, в наши дни все-таки «куртка»....

...Мне помог фильм: я нашла нужную сцену и написала то, что увидела в кадре, — панама. У Джордано в романе «Человеческое тело» (фильма по которому пока нет) герои во всех ситуациях, в любое время года тоже надевают на голову cappello....

...Дело даже не в том, что не уточняются фасон и цвет (если цвет указан, как правило, также используют общее слово — «красный», а не «алый», «пурпурный», «кораллово-красный» или «цвета пламени»)....

...Границы переводческой свободы: описание костюма...

Язык мой. Что родила гора?

Дать лингвистический комментарий проекта федерального закона о государственном языке — задача не из простых. Да, такой закон, безусловно, нужен. Но каковы его цели, в чем состоит, так сказать, его сверхзадача? Как должен быть сформулирован закон о языке, чтобы он не превратился в пустую бумажку или широковещательную и неконкретную декларацию? Вопросы, вопросы...
Доктор филологических наук Лев Скворцов анализирует текст проекта закона о государственном языке для «Литературной газеты».

...Комментарий к закону о русском языке...

...Дать лингвистический комментарий проекта федерального...

...Замечу попутно, что в перечне «сфер» использования государственного языка РФ в проекте закона почему-то не названа сфера образования. На каком языке ведется у нас в России обучение в школах и вузах? Там что же, русский язык необязателен?...

...Раз сфера образования не названа, то чисто формально закон можно истолковать так, что на нее не распространяется требование использования государственного языка. Что это? Чей-то недосмотр (а их немало в проекте закона) или нарочитый пропуск в перечне?...

...Что оно должно обозначать? В статье 3 перечислены «сферы использования государственного языка РФ»....

...Остается добавить, что в других европейских странах (да и не только европейских), где правительства не отказались, как у нас, от подлинной языковой политики, дела обстоят иначе....

...Говорят, что в его подготовке принимали участие лингвисты из Института русского языка РАН. Не знаю, не уверен: уж больно много в нем огрехов по форме, да и невнятицы, по сути дела, с лингвистической точки зрения хватает....

...Что родила гора?...

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном...

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...Что отличает язык от неязыка? Последний вопрос можно задать по-другому. В мире есть больше семи тысяч живых языков. Возможно ли, что языки отличаются друг от друга бесконечно и непредсказуемо? Наш повседневный опыт говорит, что, скорее всего, так и есть....

...Из того, что говорит Хомский, следует, что мы появляемся на свет с уже заложенной в нас информацией про устройство человеческого языка.  Можно ли узнать, кто прав в этом споре?...

...Сторонники первого подхода считают, что никакого предрасположения к языку наша когнитивная система не предусматривает: все, что мы узнаём про язык, мы узнаём из опыта жизни с другими людьми....

...Может ли в таком случае оказаться, что БЯМ являются моделями человеческой языковой компетенции?  Что, если у нас в руках оказалась действующая модель того, как работает человеческий язык?...

...Услышав такой ответ, А понимает, что собеседнику не нравится Феликс. Но Б этого не сказал. Откуда берется информация, что Б не нравится Феликс? Почему А понимает это предложение именно так? Вот еще один почему-вопрос....

...Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?...

Как поэтическая речь влияет на формирование родного языка

Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным. В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием.

...На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если нет каждодневной русскоязычной среды...

...В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием....

...Психика человека устроена так, что если все эти три содержания-наполнения реализуются с помощью одного языка, то их развитие в другом языке тормозится, потому что уже не нуждается в другом языке....

...В силу этого все, что в нем содержится, он транслирует слушателю. В данном случае слушателю-ребенку транслируется как сам язык, так и все, что делает этот язык родным на самых глубоких уровнях развивающейся психики....

...Нужно еще накопить в своем языковом сознании эмоциональное, ассоциативное и контекстное содержание каждого слова и фразы — то, что привносит в язык личность, то, что делает язык средством выражения личности. Только тогда внутренняя речь (мышление) будет опираться на этот язык....

...Обычно такой уровень владения языком доступен, только если язык родной, потому что вызубрить комбинаторику языка — непосильная задача для памяти....

...Опять же по опыту преподавания известно, что даже в случае достижения такого уровня малейший перерыв в практике приводит к потере навыков и к потере чувства уверенности....

...Как поэтическая речь влияет на формирование родного...

Что такое академическая наука

В феврале 2024 года Российская академия наук отмечает трехсотлетие. РАН традиционно пользуется уважением, академизм считается синонимом основательности и научной строгости, быть академиком почетно. Но реальную картину академической жизни и смысл работы ученых многие представляют себе смутно. Грамота решила добавить ясности и обратилась к филологам — членам Академии, которые хорошо знают историю науки и могут судить о ее сегодняшнем состоянии изнутри. 

...Члены РАН ответили на наши вопросы перед юбилеем Академии...

...В феврале 2024 года Российская академия наук отмечает...

...Потому что мобильность — это то, что все нивелирует, приводя к одному уровню. Нам интересны споры, потому что между хорошими школами рождаются хорошие споры, а в хороших спорах рождаются хорошие идеи....

...Хотя язык не повернется сказать, что лингвистика так уж узка....

...Какие люди сегодня занимаются академической наукой, что за качества им присущи?...

...Раз мы сейчас говорим о трехсотлетии Академии, надо сказать, что то, что было в XVII–XVIII веке, затем наложило свой отпечаток на деятельность Петра I и его последователей....

...» Хорошо бы чиновники поняли, что в науке никакие способы контроля ничего не смогут изменить....

...Что такое академическая наука...