Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 19 словарных статей
текст

ТЕКСТ, текста, мн. тексты, текстам \\ [т’е]кст (! неправ. [тэ]кст); в форме текстете[кс’]те и те[кс]те.

текст

ТЕКСТ, -а, м., нд., I а.

1.0. Внутренне организованная совокупность слов, предложений, к-рая содержит какую-л. информацию и зафиксирована тем или иным образом (письменно, печатно, в памяти и т. д.); лист (листы) или иные носители информации с такой совокупностью.

Письменный (рукописный, написанный от руки, печатный, напечатанный, отпечатанный, машинописный устарев., компьютерный, набранный, скопированный, длинный, короткий, простой, [не]сложный, трудный [для понимания], [не]понятный, гладкий, корявый разг., удобопонятный, зашифрованный, [не]связный, дикторский, древний, древнерусский, библейский, оригинальный, подлинный, авторский, первоначальный, искажённый, выверенный, [не]вычитанный с оттенком спец., исправленный, переработанный, согласованный, окончательный, авторизованный книжн., точный, переводной, иностранный, русский, английский, художественный, поэтический, стихотворный, научный, технический, специальный, деловой, официальный, газетный, [не]интересный, важный, пушкинский, удобочитаемый, [не]разборчивый, мелкий, крупный, жирный, обычный, полустёртый …) текст. Текст книги (статьи, письма, выступления, чьего-л интервью, пьесы, повести, [какой-л.] роли, лекции, заявления, клятвы, присяги, контракта, протокола, объявления, приказа, рукописи, перевода …); текст какого-л. автора (какого-л. журналиста, Пушкина …); текст какого-л. века …; текст какого-л. объёма (какого-л. размера …). Текст без купюр книжн. (без исправлений …). Текст [размером (объёмом)] в сколько-л. страниц (в сколько-л. строк …). Текст для объявления (для подписи к чему-л. …). Текст за кадром … Текст из какой-л. книги (из какого-л. файла …); текст из скольких-л. строк (из скольких-л. слов …). Текст к рисунку (к схеме, к иллюстрации …). Текст на русском языке (на латыни …); текст на каком-л. носителе с оттенком спец. (на диске, на обрывке бумаги, на стене …). Текст от автора … Текст с какого-л. диска (со стены древней гробницы …). Текст где-л. (напр., в книге, в каком-л. сборнике, в газете, на какой-л. странице, на каком-л. сайте, на обложке, над картинкой, под названием, под фотографией, слева, наверху, там …). Начало (конец, середина, продолжение, [какая-л.] часть, какой-л. абзац, отрывок, фрагмент, кусок, половина, длина, объём, содержание, характер, смысловая структура, особенность, стиль, сложность, простота, написание, подготовка, перепечатка, печатание, копирование, оригинал, копия, какой-л. экземпляр, редактирование, какая-л. редакция, какой-л. вариант, переработка, доработка, изменение, сокращение, перевод, публикация, опубликование, чтение, толкование, [какое-л.] понимание, обсуждение, автор, редактор, переводчик …) [какого-л.] текста. Вставка … в текст. Опечатка (ошибка, неточность, тёмные места, исправление, изменение, пропуск, иллюстрация …) в тексте. Отрывок (слова, цитата …) из какого-л. текста. Рисунки (иллюстрации, примечания, добавления, пояснения, комментарий …) к тексту. Ссылка … на какой-л. текст. Работа … над текстом. Вопросы (замечания …) по какому-л. тексту. Надпись … поверх текста. Сноска … под текстом. Работа (бумага …) с текстом. Читать (слушать несов., переводить, написать, переписать, записать, напечатать, перепечатать, набрать, копировать, размножить, подготовить, переработать, переделать, доработать, сократить, изменить, расширить, снабдить комментариями, редактировать, вычитывать с оттенком спец., править несов., подправлять, исправлять, готовить к печати, публиковать, зашифровать, понимать [как-л.], анализировать § 24, толковать несов., расшифровать, объяснять, помнить несов., забыть, выучить [наизусть], знать [на память], диктовать, обсудить, принять как-л., воспринимать как-л., одобрить, согласовать с кем-чем-л., подписать, утвердить, отвергнуть, положить на музыку, передать куда-л., перечеркнуть …) [какой-л.] текст; сравнивать (сличать …) тексты. Вносить поправки (вносить изменение, вставлять что-л., добавлять что-л., смотреть, заглядывать, ошибка вкралась …) в текст. Найти что-л. (искать что-л., исправить что-л., подчеркнуть что-л., выделить что-л., что-л. есть, чего-л. нет …) в тексте. Что-л. характерно … для какого-л. текста. Выписать что-л. (исключить что-л., выбросить что-л., изъять книжн. что-л., цитировать что-л. …) из [какого-л.] текста. Добавить что-л. (приписать что-л. …) к тексту. Написать музыку … на чей-л. текст. Поставить подпись (написать что-л. …) на [каком-л.] тексте. Работать несов.над [каким-л.] текстом. Сверить что-л. (выверить что-л., цитировать что-л., следить зд. несов. за чем-л. …) по [какому-л.] тексту. Поставить подпись (написать что-л. …) под [каким-л.] текстом. Работать несов. (ознакомиться, сверить что-л., свериться …) с [каким-л.] текстом. Текст содержит несов. что-л. (имеет несов. какие-л. особенности, принадлежит несов. Пушкину, не умещается на странице, не читается зд. несов., оформлен как-л. …). □ Я запомнил текст письма наизусть. На очередной встрече делегации продолжили обсуждать текст договора. Текст рассказа приводится с сокращениями. Текст выглядит слишком пёстро, его надо сделать строже. Принадлежность обнаруженного в архиве текста Лермонтову весьма сомнительна. ● 1.0.1. Такая совокупность слов и предложений как компонент музыкального произведения. Т. песни.

1.1. Средство обучения в виде такой совокупности слов и предложений, специально созданной или извлечённой из какого-л. произведения и приспособленной для учебных целей, а ткж. такая совокупность слов и предложений как содержательная составляющая определённого учебного действия.

[Не]большой (лёгкий, простой, [не]трудный, [не]сложный, [не]понятный, адаптированный, аутентичный книжн., английский, латинский, древнерусский, специальный, технический, художественный, газетный, деловой, учебный, контрольный …) текст. Текст урока (упражнения, задания …); текст какой-л. сложности (какого-л. уровня сложности …). Текст для чтения (для пересказа, для перевода, для аудирования спец., для анализа, для диктанта …). Текст из какого-л. учебника (из какого-л. сборника, из какого-л. произведения …). Текст к какому-л. уроку … Текст на какую-л. тему … Текст на каком-л. языке … Текст об истории чего-л. (о жизни где-л. …). Текст по какой-л. теме … Текст где-л. (напр., в учебнике, в книге для чтения, на какой-л. странице, на доске …). Начало (конец, объём, тема, трудность, сложность, специфика, особенности, анализ, чтение, прослушивание, аудирование спец., понимание, пересказ, изложение, повторение, обсуждение, объяснение, комментирование, составление, адаптация …) [какого-л.] текста; сборник … каких-л. текстов. Отрывок … из [какого-л.] текста. Вопросы (упражнения, комментарий …) к [какому-л.] тексту. Работа … над текстом. Вопросы (упражнения, изложение …) по [какому-л.] тексту. Работа … с текстом. Читать (переводить, пересказать, слушать несов., аудировать несов., спец., понять, повторить, переписать, выучить [наизусть], диктовать, анализировать § 24, комментировать § 24, объяснить, снабдить комментарием, взять откуда-л., обработать, адаптировать сов. и несов., спец. …) какой-л. текст. Вставить что-л. … в текст. Найти что-л. (подчеркнуть что-л., заменить что-л., заполнить пропуски, изменить что-л. …) в тексте [чего-л.]. Выписать что-л. … из текста. Дать что-л. (напр., комментарий, словарь, упражнения …) … к тексту. Работать несов.над текстом. Следить несов. за чем-л. … по тексту. Работать несов. (ознакомиться …) с каким-л. текстом. □ Найдите в тексте глаголы несовершенного вида и выпишите их в тетрадь. Текст диктанта слишком сложен для пятого класса. ● 1.2. рел. Отрывок из Священного Писания как объект цитирования, толкования и т. п. Толкование текстов. Цитирование текстов. Выбрать т. для проповеди. ● 1.3. спец. Определённым образом организованная последовательность знаковых единиц, к-рая характеризуется связностью и цельностью (в лингвистике, литературоведении, семиотике, информатике и т. д.). Вербальный т. Теория текста. Грамматика текста. Лингвистика текста. Герменевтика текста. В отличие от языкознания, в котором т. – это организованная совокупность словесных (вербальных) знаков, в семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, в том числе обрядов, танцев, ритуалов и т. п. ● 2.0. Основной материал какого-л. сочинения, документа и т. п. в отличие от вспомогательных материалов (примечаний, комментариев и т. д.). Примечания к тексту. ● 2.1. спец. Основная часть набора без выносок, чертежей, таблиц, подстрочных примечаний, рисунков и т. д. Разбить т. рисунками. В журнале один т. ● 3.0. типогр. Размер одного из крупных шрифтов, равный 8 мм, а ткж. шрифт такого размера. Набрать заголовок текстом.

  Канонический текст – подлинно авторский текст какого-л. литературного или иного произведения, общепризнанный в качестве такового для всех его изданий. Открытым текстом – а) не пользуясь шифром, кодом, не секретно; б) прямо, без намёков, недвусмысленно. □ Он мне открытым текстом сказал, что разводится с женой.

|| Морф. текст-Ø. Дер. сущ. гипер|текст м., спец. – , под|текст м. – , текст|овик м., разг. – , текст|овк(а) ж., разг. – , текстология [текстолог|иj(а)] ж. – ; прил. текст|ов(ый) / текст|ов(ой) (к знач. 1.0.–2.1.), текст|уальн(ый) книжн. – . Этим.нем. Text << лат. textus – ‘ткань; сочетание слов’ << texere – ‘ткать; сочетать; сочинять’.

текст
ТЕКСТ, -а; м. [лат. textum - связь, соединение]. 1. Слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти. Небольшой, длинный т. Лёгкий, запутанный т. Рукописный, машинописный т. Научный, специальный т. Газетный т. Т. выступления, приказа. Т. телеграммы, стихотворения. Т. на английском языке. Начало, отрывок текста. Специфика текста. Комментировать, анализировать, исследовать т. Вносить в т. правку. Поместить т. под рисунком. Закрытым текстом передавать, сообщать что-л. (передавать какое-л. сообщение не в виде словесной связной речи, а посредством условного кода, шифра или, маскируя содержание, прибегать к тайнописи, иносказанию). Открытым текстом говорить, сказать, сообщить что-л. (не пользуясь шифром, кодом или прямо, без намёков и обиняков). // Отрывок из какого-л. произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей. Т. из учебника. Т. урока. Т. повышенной трудности. Сложность, содержание текста. Прослушивание, перевод, пересказ текста. Т. на аудирование. Адаптация, сокращение текста. Понимание текста. Работать над текстом, с текстом. Упражнения, вопросы по тексту. Опорные слова к тексту. Диктовать т. Снабжать т. словарём. Перевод текста на экзамене. 2. Основной материал какого-л. сочинения, документа в отличие от примечаний, комментариев к нему. Перемешать т. с комментариями. Текста меньше, чем ссылок. Объём текста без приложения сто машинописных страниц. 3. Слова к музыкальному сочинению. Т. песни. Т. оперы, оперетты. Автор музыки и текста. 4. Типогр. Типографский шрифт размером около 8 мм. Набрать заголовок текстом. Текстовый, -ая, -ое. Т-ые особенности. Т-ые рисунки. Текстовой, -ая, -ое. Т-ые варианты, опечатки. Т-ые задания. Т. шрифт, набор.
текст

текст

м. [нем. Text < лат. textum ткань; связь, соединение; слог, стиль < texere ткать; сочетать; сочинять].

1) Всякая записанная речь, а также часть такой записи.

Текст протокола.

Читать текст.

2) спец. В семиотике, лингвистике, информатике: последовательность языковых и иных знаков, образующая единое целое и служащая объектом изучения и обработки.

Автоматический анализ текста.

текст

ТЕКСТ, -а, м. Художественное речевое, музыкальное или деловое, научное и т.п. произведение, напечатанное, написанное, произнесенное или запечатленное в памяти, представляющее собой совокупность слов и предложений или других знаков, определенным образом и в определенной последовательности связанных между собой, объединенных по смыслу и концептуально, являющих собой содержательную и формальную ценность. Публицистический текст.

текст
ТЕКСТ (от лат. textum – связь, соединение). Результат говорения или письма, продукт речевой деятельности; основная единица коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевого общения. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, внутренней структу-рой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения), композиционной и логической. Т. всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – разговорному, публицистическому, научному и др. По объему Т., как правило, больше предложения. В курсе современного русского языка проблемы текста рассматриваются в рамках раздела «Лингвистика текста», обобщающего лингвистические знания о единицах разных уровней языка. Учащимся даются сведения о Т.: само понятие «Т.», типы Т. (повествование, описание, рассуждение), а также понятия абзаца, темы, средств связи предложений в Т. и др. Отдельные сведения по теории Т. сообщаются в курсе литературы (раскрываются понятия темы, композиции). На занятиях по практике языка учащиеся овладевают умениями в области создания различных Т. (изложение, сочинение, реферат, курсовая работа, доклад). Теория Т. в лингвистике связана с проблемой языка и речи, теорией актуального членения предложения, теорией коммуникации, изучением структуры абзаца. С методической точки зрения Т. бывают неучебными (аутентичными), которые в учебных целях могут подвергаться сокращениям, и учебными. Последние предусматривают упрощение, адаптацию содержания и структуры с учетом языковой подготовки учащихся. Учебным текстом может быть «любой факт культуры иностранного языка, целесообразный для учебной коммуникации и имеющий знаковую функцию» (Арутюнов, 1990, с. 76). Текст в учебнике иностранного языка выступает: 1) как основной источник социокультурной информации о стране изучаемого языка, 2) как материал для развития разных видов речевой деятельности, содержательная основа речи, 3) как объект иллюстрации функционирования языковых единиц.
вторичный текст
ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ. Адаптированный (см. адаптация текста) или компрессированный текст (см. компрессия), передающий основную информацию оригинала; текст созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. В. т. может создаваться с учебной целью (пересказ, конспект, изложение). Создание В. т. связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста. Представление источника – основная цель вторичных текстов. Под литературным источником понимается текст, информация о котором представлена в более позднем по отношению к нему тексте. К В. т. относятся такие жанры, как предметное описание, аннотация, реферат, конспект, реферативный обзор, рецензия, изложение (Морозов, 2007).

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
Небольшой, длинный т. Лёгкий, запутанный т. Рукописный, машинописный т. Научный, специальный т. Газетный т. Т. выступления, приказа. Т. телеграммы, стихотворения. Т. на английском языке. Начало, отрывок текста. Специфика текста. Комментировать, анализировать, исследовать т. Вносить в т. правку. Поместить т. под рисунком. Закрытым текстом передавать, сообщать что-л.
Открытым текстом говорить, сказать, сообщить что-л.
Т. из учебника. Т. урока. Т. повышенной трудности. Сложность, содержание текста. Прослушивание, перевод, пересказ текста. Т. на аудирование. Адаптация, сокращение текста. Понимание текста. Работать над текстом, с текстом. Упражнения, вопросы по тексту. Опорные слова к тексту. Диктовать т. Снабжать т. словарём. Перевод текста на экзамене.
Подробнее

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать