Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 49 результатов
словообразование

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, словообразования \\ сл[о]вообразование и сл[ə]вообразование; слов[əа]бразование, в беглой речи возможно слов[ə]бразование и слов[а]бразование; словообразова[н’и]е и словообразова[н’й]е, в беглой речи возможно словообразова[н’н’]е и словообразова[н’]е.

Ответы справочной службы

День добрый. А существует ли предельно упрощённое, понятное и схематичное правило, какие части речи от каких частей речи в русском языке образуются? Ну хотя бы, скажем так, обычно/как правило/в абсолютном большинстве случаев. Напр., существительные - от глаголов, прилагательные - от существительных и т.д. Или словообразование настолько индивидуально в каждом случае, что никаких простых закономерностей и схем здесь нет и быть не может? Вот утверждает человек, что гл. "недоедать" образован от сущ. "недоедание", а я нутром чую, что всё как раз наоборот ("недоедание" от "недоедать"), но как это доказать, на что ссылаться?

Конечно, простых правил нет. Законы словообразования подробно описываются в грамматиках (например, в «Русской грамматике» 1980 г.), кратко, обобщенно — в учебниках. Наши знания о словообразовании постоянно пополняются благодаря продолжающимся научным исследованиям. Узнать о современных словообразовательных связях между словами можно из словарей, прежде всего словообразовательных (см., например, список словарей здесь). В некоторых других словарях, например толковых, так же могут быть представлены сведения о словообразовании. Так, в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова показано, что существительное недоедание образовано от глагола недоесть

Страница ответа
Здравствуйте. В слове "птенцы" какой корень, и в каком словаре на Вашем сайте следует проверять словообразование?

В слове птенец выделяется корень -пт- (ср. птица). На нашем портале словообразовательного словаря нет, но есть хороший учебник, в котором можно прочитать о словообразовании.  

Страница ответа
Здравствуйте! Недавно наткнулась на словосочетание "овощично-фруктовый". Подскажите, пожалуйста, верно ли словообразование "овощично-"? Заранее спасибо"

Такое образование не соответствует литературной норме.

Страница ответа

Справочники

Морфемика и словообразование

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

...Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования....

...Морфемика и словообразование...

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано ...

...Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать)....

...Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть: — чередование гласных и согласных, — усечение производящей основы, — интерфиксация При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее....

...Приведем несколько примеров словообразовательного разбора: 1) излишество излишество ← излишний; излишество — ‘что-то излишнее’; способ словообразования — суффиксация, процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы. 2) заметались — форма глагола...

...‘начать метаться’, способ словообразования — приставочный. 3) ухода ухода — форма существительного уход уход-   ← уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’, способ словообразования — суффиксация, процессы, сопровождающие словообразование...

...усечение ПЩ основы,  — чередование д’/д. 4) снегокаты — форма существительного снегокат снег(о)кат   ← снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’, способ словообразования — сложение с суффиксацией, процессы, сопровождающие словообразование...

...Словообразовательный разбор слова...

Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со ...

...Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка....

...В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности....

...Основные понятия словообразования:  — производная (ПН) основа,  — производящая (ПЩ) основа (или основы),  — средство словообразования,  — способ словообразования,  — процессы, сопровождающие словообразование....

...выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование...

...Предмет и основные понятия словообразования...

Журнал

Как лингвисты придумали колоритный конланг для фильма «Дюна»

На портале для киноманов IndieWire вышла статья «Сконструированные языки не всегда добираются до финальной версии фильмов, но „Дюна: часть вторая“ показывает, почему они должны там быть». Дэвид Питерсон, известный как создатель дотракийского и валирийского языков для сериала «Игра престолов», и его жена и коллега Джесси рассказали изданию о своей работе над чакобса, языком фрименов. Грамота публикует перевод этой статьи. 

...Основой искусственного языка стали арабские диалекты...

...На портале для киноманов IndieWire вышла статья «...

...Большая часть работы Питерсонов заключалась в том, чтобы продумать, как именно развитие языка будет проявляться в лексиконе чакобса, и «скроить» словообразование точно по мерке той истории, которая рассказывается в фильме Вильнева....

...Как лингвисты придумали колоритный конланг для фильма...

Плавучий или пловучий?

К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского языка» предлагаем вашему вниманию публикацию, рассказывающую об истории одного написания, которое кажется нам сейчас привычным и единственно возможным, а 80 лет назад считалось ошибочным. Это написание «плавучий».

...К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского...

...К шестидесятилетию «Орфографического словаря...

...Отстаивать форму плавучий на том основании, что она происходит не от глагола плыть, а от глагола плавать, не приходится, потому что такое словообразование в корне неверно. Причастная форма от глагола плавать была бы только плавающий....

...Плавучий или пловучий?...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...Словообразование как деятельность. Индивидуальное словообразование в художественном тексте и речи. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Исторические изменения в структуре слова. Этимология как наука о происхождении и развитии слов....

...Словообразование в русском языке, его виды и способы. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Морфология. Грамматическое и лексическое значение слова. Части речи в русском языке....

...Морфемика и словообразование (50 час.) Морфема как минимальная значимая часть слова. Словоизменительные и словообразовательные морфемы. Основа слова и окончание. Производные и непроизводные основы. Корень и аффиксы. Понятие нулевой морфемы....

...Морфемика и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Словоизменительные и словообразовательные морфемы. Основа слова и окончание. Корень и аффиксы. Однокоренные слова. Этимология — наука о происхождении и развитии слов....

...Словообразование в русском языке, его виды: лексико-семантический (развитие у слова переносных значений), лексико-синтаксический (сращение), морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую), морфологический (по классификации В. В. Виноградова)....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать