Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 5 словарных статей
развитие
РАЗВИТИ|Е, -я, только ед., ср., нд., II г.

● 1.0. Действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 1.0., т. е. приобретение иных, более совершенных качеств, свойств в результате естественного процесса перехода от старого к новому, от более простого к более сложному, от низшего к высшему. Р. природы. Р. органического мира на Земле. ● 1.1. Действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 1.1., т. е. появление чего-л. как данности в результате жизненного процесса, естественного видоизменения. Р. растительности в этих условиях можно назвать чудом. ● 1.2. Действие по знач. глаг. развить2, развивать2 1.1., т. е. содействие возникновению и усилению чего-л. (каких-л. качеств, свойств), а ткж. действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 1.2., т. е. появление и дальнейшее усиление чего-л. в ком-чём-л., у кого-чего-л. Свою задачу он видит в развитии у ребёнка интереса к чтению. Лечение на некоторое время приостановило р. глухоты. Подобные ситуации ведут к развитию у детей неуверенности в собственных силах. Последнее время у нас получила р. традиция ежегодно проводить день города.

2.0. Действие по знач. глаг. развить2, развивать2 1.0., т. е. обеспечение роста, увеличения, укрепления, расширения диапазона и функциональных возможностей чего-л., а ткж. действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 2.0., 2.1., т. е. достижение кем-чем-л. какого-л. уровня по мере роста, созревания, совершенствования; какая-л. ступень, результат таких процессов.

Хорошее (плохое, медленное, быстрое, стремительное, интенсивное, заметное, постоянное, целенаправленное, планомерное, последовательное, всестороннее, одностороннее, однобокое, слабое, раннее, позднее, своевременное, [не]правильное, своеобразное, индивидуальное, самостоятельное, нормальное, естественное, физическое, психическое, умственное …) развитие. [Какое-л.] развитие ребёнка (студента, Ани …); [какое-л.] развитие мышления (воли, силы, мускулатуры, грамотности …). Развитие чего-л. благодаря упражнениям … Развитие чего-л. в сыне … Развитие чего-л. у детей … См. ткж. развить2, развивать2 1.0. и развиться2, развиваться2 2.0., 2.1. Процесс (закономерность, условие, результат, этап, ступень, стадия, уровень, степень, методика, метод, способ, приёмы …) развития [кого-чего-л.]. Скачок (отклонение, изменение, остановка, замедление, прогресс …) в развитии кого-чего-л. Стремление (какой-л. подход …) к развитию кого-чего-л. Упражнение … на развитие чего-л. Забота … о развитии кого-чего-л. Урок (пособие, задание …) по развитию чего-л. Направлять (обеспечивать, ускорять, замедлять, активизировать сов. и несов., корректировать …) развитие кого-чего-л.; получить … какое-л. развитие. Содействовать сов. и несов. (помогать, способствовать, мешать …) развитию кого-чего-л. Заниматься (интересоваться, управлять несов., руководить несов., пренебрегать …) развитием кого-чего-л. Отстать [от кого-л.] (опередить кого-л., остановиться …) в развитии. Создать что-л. (придумать что-л., выполнять что-л., делать что-л., заниматься чем-л. …) для развития кого-чего-л. Наблюдать несов. (следить несов. …) за развитием кого-чего-л. Стремиться несов. (подходить как-л. …) к развитию кого-чего-л. Влиять (обращать внимание …) на развитие кого-чего-л. Что-л. отражается (что-л. сказывается …) на развитии кого-чего-л. Распределять кого-л. … по развитию [чего-л.]. □ Вы должны ежедневно выполнять упражнения на развитие гибкости. Для нормального физического развития ребёнка большое значение имеет режим дня.

3.0. Действие по знач. глаг. развить2, развивать2 2.0., т. е. содействие кому-чему-л. в повышении уровня культурной, нравственной и т. п. зрелости, а ткж. действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 2.2., т.е. духовное созревание кого-л., достижение кем-чем-л. более высокого уровня культурной, нравственной и т.п. зрелости.   Син. <совершенствование>. Ант. <деградация>.

Хорошее (плохое, полное, медленное, быстрое, долгое, стремительное, всестороннее, одностороннее, однобокое, слабое, раннее, позднее, своевременное, высокое, низкое, своеобразное, самостоятельное, необходимое, нравственное, духовное, культурное, эстетическое …) развитие. Развитие личности (молодёжи …). Развитие кого-чего-л. в каком-л. отношении. Развитие кого-чего-л. под чьим-л. влиянием … См. ткж. развить2, развивать2 2.0. и развиться2, развиваться2 2.2. Процесс (закономерности, результат, этап, ступень, стадия, период, уровень, степень …) развития кого-чего-л. Отклонения (остановка, замедление …) в развитии кого-чего-л. Стремление (какой-л. подход …) к [какому-л.] развитию. Забота (статья …) о [каком-л.] развитии кого-чего-л. Направлять (определять, оценивать как-л. …) [какое-л.] развитие кого-чего-л. Содействовать сов. и несов. (помогать, способствовать, мешать, препятствовать …) [какому-л.] развитию кого-чего-л. Заниматься (руководить несов., пренебрегать …) [каким-л.] развитием кого-чего-л. Делать что-л. (читать что-л., посещать кого-что-л. …) для общего развития. Наблюдать несов. (следить несов. …) за [каким-л.] развитием кого-чего-л. Подходить как-л. … к [какому-л.] развитию кого-чего-л. Влиять (обращать внимание …) на [какое-л.] развитие кого-чего-л. Что-л. отражается (что-л. сказывается …) на [каком-л.] развитии кого-чего-л. □ Одна из задач современной школы – эстетическое развитие подрастающего поколения.

3.1. Степень духовной, умственной зрелости, просвещённости, компетентности кого-чего-л. в какой-л. сфере, области.

Общее (всестороннее, среднее, одинаковое, разное, различное, высокое, низкое, духовное, умственное, интеллектуальное, культурное, политическое, музыкальное …) развитие. Развитие какого-л. человека (студента, молодёжи, общества …). Уровень (степень …) развития. Иметь несов. … какое-л. развитие. Достичь / достигнуть … какого-л. развития. Отличаться зд. несов. (выделяться зд. несов., кичиться несов., неодобр. …) каким-л. развитием. Опережать кого-чего-л. (отставать от кого-чего-л., быть несов. равным с кем-чем-л., сравняться с кем-чем-л. …) в развитии. Обращать внимание … на чьё-л. развитие. Превосходить кого-что-л. (опережать кого-что-л., стоять зд. несов. выше (ниже) кого-л., отставать от кого-чего-л., быть несов. равным с кем-чем-л. …) по [своему или какому-л.] развитию. □ По своему развитию он явно опережает сверстников. Музыкальное развитие ребёнка оставляет желать лучшего.

4.0. Действие по знач. глаг. развить2, развивать2 3.0., т. е. повышение уровня, мощи, эффективности чего-л., а ткж. действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 3.0., т. е. достижение чем-л. более высокого уровня, большей мощности, эффективности; какая-л. ступень, результат этих процессов.

Хорошее (плохое, медленное, быстрое, ускоренное, бурное, стремительное, опережающее, заметное, постоянное, равномерное, последовательное, всестороннее, одностороннее, однобокое, скачкообразное, интенсивное, слабое, постепенное, необходимое, научное, техническое, экономическое, хозяйственное, социальное, культурное …) развитие. Развитие хозяйства (каких-л. связей, какого-л. района, региона, окраин …). Развитие чего-л. какими-л. темпами … Развитие чего-л. за счёт экономии … Развитие чего-л. где-л. (напр., в России, на Урале …). См. ткж. развить2, развивать2 3.0. и развиться2, развиваться2 3.0. Путь (направление, ход, процесс, закономерность, условие, результат, этап, стадия, ступень, период, уровень, степень, перспективы, план, программа …) развития чего-л. Скачок (рывок, отклонение, изменение, остановка, трудности …) в развитии чего-л. Стремление … к развитию чего-л. Забота (исследование …) о развитии чего-л. Направлять (обеспечивать, ускорять, замедлять, приостанавливать, сдерживать, тормозить …) развитие чего-л. Содействовать сов. и несов. (помогать, способствовать, мешать …) развитию чего-л. Заниматься (интересоваться, руководить несов. …) развитием чего-л. Опережать кого-что-л. (отставать от кого-чего-л., быть несов. наравне с кем-чем-л. …) в развитии [чего-л.]. Отвечать (отчитаться …) за развитие чего-л. Наблюдать несов. (следить несов. …) за развитием чего-л. Стремиться несов. (призывать …) к развитию чего-л. Влиять (надеяться несов. …) на развитие чего-л. Ждать несов. чего-л. … от развития чего-л. □ В газетах опубликована программа развития промышленности до 2030 года. Экономика страны достигла очень высокого развития. ● 5.0. Действие по знач. глаг. развить2, развивать2 4.0., т. е. расширение, углубление содержания или применения чего-л., обычно с одновременным добавлением чего-л. нового или ранее неизвестного, а ткж. результат такого действия. Оригинальное р. какой-л. гипотезы. Р. идеи. К сожалению, эта мысль не получила дальнейшего развития.

6.0. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.   Син. <эволюция книжн.>.

Медленное (быстрое, долгое, постоянное, равномерное, закономерное, поступательное, последовательное, скачкообразное, постепенное, эволюционное, [не]правильное, своеобразное, мирное, естественное, историческое, диалектическое …) развитие. Развитие общества (человечества, производительных сил, производственных отношений …). Начало (продолжение, конец, путь, процесс, закон, закономерность, теория, диалектика, условие, результат, перспективы, этап, стадия, ступень, период, уровень …) развития чего-л. Скачок (отклонение, изменение, поворот …) в развитии чего-л. Учение … о развитии чего-л. Направлять (ускорять, замедлять, сдерживать …) развитие чего-л. Содействовать сов. и несов. (помогать, способствовать, мешать, препятствовать …) развитию [чего-л.]. Влиять … на развитие [чего-л.]. Что-л. отражается (что-л. сказывается …) на развитии чего-л. □ Эта наука изучает законы развития человеческого общества. ● 7.0. Действие по знач. глаг. развиться2, развиваться2 4.0., т. е. развёртывание чего-л. во времени или в определённой последовательности. Р. событий. Стремительное р. ситуации. Р. действия в романе.

|| Морф. разви=тиj-е. Дер. сущ. саморазвитие ср. – . От глаг. развить2 (См.). (Этим.словообразовательная калька нем. Entwicklung << ent- – приставка ‘раз-’ + -wickl- (<< wíckeln – ‘наматывать; заворачивать’) – ‘ви-’ + -ung – суффикс и окончание ‘-тие’).

развитие
РАЗВИТИЕ, -я; ср. 1. к Развить - развивать (2.Р.; 2-5 зн.) и Развиться - развиваться (2.Р.; 2-6 зн.). Упражнения на р. мускулатуры, памяти, навыков устной речи. Необходимо делать всё для развития в себе творческих сил, интереса к учёбе. Р. лёгкой индустрии продолжается. Р. наступления прервалось. Р. скорости достигло критической величины. Мысль не получила дальнейшего развития. Р. личинок можно ускорить. Р. слепоты было постепенным. Взаимная симпатия не получила дальнейшего развития. Движение милосердия получило своё р. Р. действия пьесы. Неожиданное р. событий. Ход исторического развития. Общественное р. (изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей). Устойчивое р. страны (процесс, который сочетает в себе неуклонное улучшение экономического и социального качества жизни с долговременным сохранением природных основ жизни для будущих поколений). 2. Степень умственной, духовной зрелости, просвещённости, широта кругозора; развитость. Р. ребёнка соответствует норме. Чтение способствовало моему развитию. Уровень интеллектуального развития кого-л.
развитие

РАЗВИТИЕ, -я, ср. Процесс закономерного изменения, перехода от одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Неожиданное развитие событий.

развитие речи
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Аспект обучения в практическом курсе языка и система приемов обучения, имеющие целью формирование и совершенствование навыков и умений пользоваться языком как средством общения. Основными задачами Р. р. являются: обогащение словарного запаса учащихся, усвоение ими правил построения предложений в связи с темами и ситуациями общения, овладение умениями связной речи в ее устной и письменной формах, а также нормами литературного произношения (см. орфоэпия), умениями выразительного чтения. Занятия по Р. р. организуются с учетом интересов слушателя и профиля обучения. Основное внимание уделяется выполнению коммуникативных упражнений на материале проблемных ситуаций, стимулирующих учащихся к выполнению речевых действий по заданной программе. Важным источником Р. р. являются такие виды работ, как изложения, сочинения, доклады, выступления. Большую помощь преподавателю в работе по Р. р. оказывают аудиовизуальные средства обучения. На основе просмотренных теле-, кинофильмов, прослушанных радиопередач учащиеся готовят устные и письменные изложения и сочинения, участвуют в обсуждении и дискуссиях. Большое значение для Р. р. имеет внеаудиторная работа. Свою речь учащиеся совершенствуют в лингвистических и литературных кружках, кружках художественной самодеятельности, участвуя в читательских конференциях, диспутах, литературных конкурсах и др. Для занятий по Р. р. выпускаются специальные учебные пособия. Многие из них предусматривают использование средств наглядности, ролевых игр.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
к Разви́ть - развива́ть Разви́ться - развива́ться
Упражнения на р. мускулатуры, памяти, навыков устной речи. Необходимо делать всё для развития в себе творческих сил, интереса к учёбе. Р. лёгкой индустрии продолжается. Р. наступления прервалось. Р. скорости достигло критической величины. Мысль не получила дальнейшего развития. Р. личинок можно ускорить. Р. слепоты было постепенным. Взаимная симпатия не получила дальнейшего развития. Движение милосердия получило своё р. Р. действия пьесы. Неожиданное р. событий. Ход исторического развития. Общественное р.
Устойчивое р. страны
Подробнее

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать