ПРИЧАСТИЕ, причастия, мн. причастия, причастиям \\ [п]ричастие; прича[с’]тие; причас[т’и]е, причас[т’й]е и допуст. причас[т’]е.
ПРИЧАСТИ|Е1, -я, только ед., ср., нд., II г, рел.
● 1.0. с оттенком неофиц. То же, что причащение. Первое п. Святое п. П. Святых Тайн. Таинство причастия. Вино для причастия. Умереть без причастия. Идти к причастию. В православной церкви к причастию принято приступать после исповеди. Лена старается соблюдать посты, ходить в церковь и на исповедь, и на п. ● 1.1. Святые Дары, т. е. Тело и Кровь Христовы, принимаемые верующими под видом хлеба и вина в таинстве причащения. Чаша с причастием. Принять п. || Морф. причаст=иj-е. Дер. сущ. причаст|ник м., книжн. – ; прил. причаст|н(ый)1 с оттенком книжн. – . От глаг. причастить сов. – . (Этим. << цслав. ч#сть – ‘участь; доля; часть’; калька ср.-греч. koinonía – ‘соучастие, причастность, общение’).
ПРИЧАСТИ|Е2, -я, род. мн. причастий, ср., нд., II г, грамм.
● Неспрягаемая (именная) форма глагола, обозначающая действие или состояние как такой признак лица, предмета, к-рый проявляется во времени. Полное п. Краткое п. Действительное п. Страдательное п. П. настоящего времени. П. прошедшего времени. Образование причастий. Склонять причастия. В причастии совмещаются признаки глагола (время, вид, залог, переходность) и прилагательного (род, падеж, функция определения). Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов -ущ- / -ющ- или -ащ- / -ящ-. || Морф. причаст=иj-е. Дер. прил. от|причаст|н(ый) грамм. – , причаст|н(ый)2 грамм. – . Этим. ← калька лат. participium << particeps – ‘принимающий участие’ << pars, род. partis – ‘часть’ + capere – ‘брать; получать, принимать’.
ПРИЧАСТИЕ, -я, ср. То же, что дары. Святое причастие — это дар Христа нам, священная пища, священная трапеза, которую он разделяет с нами, чтобы мы могли жить с ним (С.Куломзина).
ПРИЧАСТИЕ, -я, ср. и ПРИЧАЩЕНИЕ, -я, ср. То же, что и евхаристия. К причастию бабы вынесли плачущих детей (Б.Зайцев). В последнее время в православной церкви как бы обозначилось евхаристическое возрождение, выразившееся, в первую очередь, в желании все большим количеством мирян более частого причащения (прот. А.Шмеман).