ПОТРЕБНОСТЬ. Нужда в чем-л. объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические, или витальные, П. (в пище, сне и т. п.), социальные П. (стремление общаться, занять соответствующее положение в обществе и т. п.) и идеальные П. (стремление познать себя и окружающий мир). Высшим уровнем проявления социальных П. являются П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности. П. влияют на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации общения. П. непосредственно связаны с мотивациейк учебе и должны учитываться при определении программы обучения конкретного контингента учащихся. Особым видом П. являются коммуникативные потребности. Они характеризуются по следующим параметрам: 1) коммуникативные задачи, которые предстоит решить; 2) используемые виды речевой деятельностипри решении коммуникативных задач; 3) применяемые в процессе решения задач типы текстов и дискурсов; 4) осуществляемые речевые акты.