ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П. Можно сказать, что мера П. зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия. 2. Воздействие системы одного языка (родного или иностранного) на овладение другим иностранным языком. П. может быть межъязыковым и внутриязыковым. Различают два типа П.: затрудняющий усвоение иностранного языка по причине межъязыковой интерференциии облегчающий усвоение. Последний возникает в силу совпадений в системах родного и изучаемого языков и оказывает положительное влияние на усвоение системы, нормы, узусаиностранного языка. Внутриязыковой П. характеризуется влиянием уже усвоенных языковых знаний, навыков, уменийна формирование новых. Ср. интерференция.
к Перенести́ переноси́ть П. багажа. П. огня на другую цель. П. слова. Параллельный п. фигурыматематика перемещение всех точек пространства на одно и то же расстояние в одном и том же направлении). Западный перенос воздушных массгеография преобладающее перемещение воздуха с запада на восток в тропосфере и стратосфере средних широт).