ПЕДАГОГИК|А, обычно ед., ж., нд., III в.
● 1.0. Наука о воспитании и обучении, а ткж. с определением отдельная отрасль такой науки; определённая система основополагающих принципов воспитания, образования и обучения. Детская п. Средневековая п. П. высшей школы. П. Ушинского. Развитие педагогики. История педагогики. Заниматься педагогикой. ● 1.1. Эта наука как учебный предмет. Курс педагогики. Экзамен по педагогике. Кто у вас читает педагогику? ● 1.1.1. разг. Учебник, к-рый содержит изложение этого предмета. Взять педагогику в библиотеке. Эта тема хорошо освещена в третьей главе педагогики. ● 1.1.2. разг. Урок, занятие, на к-ром изучается этот предмет (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). П. у нас завтра или послезавтра? ● 1.2. разг. Умение воспитывать, определённым образом воздействовать на поведение, образование и т. п. кого-л. Ср. воспитание. Да, в педагогике ваш начальник не силён: для вразумления прогульщиков есть гораздо более эффективные методы. || Морф. педагог=ик-а. Дер. сущ. сурд·о·педагогика ж., спец. – , тифл·о·педагогика ж., спец. – , этн·о·педагогика ж. – ; прил. педагогич|еск(ий) (См.), педагогич|н(ый) – . От сущ. педагог м. – . Этим. ← гр. paidagōgikē << paidagogos – ‘воспитатель; наставник’ << paidos – ‘ребёнок, дитя’ + agogos (<< agein – ‘вести’) – ‘ведущий; влекущий; провожатый’ (т. е. букв. знач. слова – ‘тот, кто сопровождает, ведёт ребёнка’; в Древней Греции это слово сначала обозначало ‘раб, сопровождающий ребёнка в школу и из школы’, а затем – ‘наставник; воспитатель’).
педагогика
мн. нет, ж. [нем. Pädagogik < греч. paidagōgikē < pais (paidos) дитя, ребёнок + agō веду; воспитываю]. Наука о воспитании и обучении.
Ср. педология.
ПЕДАГОГИКА, -и, ж. Наука о воспитании и обучении человека, изучающая закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогика в числе внешних воспитательных факторов всегда предусматривала искусство… (В. Кав.).
1) различные идеи, представления, взгляды на цели, содержание и процесс воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе педагогического образования. Основные положения П. служат исходными для решения таких важнейших вопросов методики, как построение системы обучения неродному языку, определение целей обучения, содержания и процесса обучения, методов и организационных форм обучения. В этом заключается смысл определения методики как частной дидактики: через методику конкретизируются и реализуются в практике общетеоретические положения дидактики. В ходе развития П. некоторые ее разделы выделились в самостоятельные отрасли знаний: дидактика (теория образования и воспитания); методика (частная дидактика, связанная с преподаванием отдельных предметов); теория воспитания, образования и обучения детей с физическим и психическими недостатками (дефектология) и др. Главными категориями П. являются: воспитание (процесс передачи общественного, исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду для обеспечения дальнейшего развития общества); образование (процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, навыков, умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей), обучение (целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека).