Ответы справочной службы
Конструкция кому-чему обязан чем включает два разных дополнения: одно — в дательном падеже, второе — в творительном падеже. Дополнение в дательном падеже обозначает некую причину, некий источник того, что обозначено дополнением в творительном падеже: учителям я обязан своими успехами. Вопрос Чем обязан вашему вниманию ко мне? подразумевает: некто проявил внимание ко мне, но цель такого внимания мне неизвестна. Вопрос Чему обязан вашим вниманием? подразумевает: нечто привлекло ваше внимание ко мне, сообщите причину, источник вашего внимания ко мне. Вспомним Грушницкого и его сетования: «Нет, лучше бы мне век остаться в этой презренной солдатской шинели, которой, может быть, я обязан вашим вниманием...» (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени). Приведем в качестве иллюстрации еще одну цитату из художественного произведения: «Олег очень хорошо знал, что идеальной семьёй обязан постоянному вниманию к нуждам и настроениям любимых, отличным здоровьем — потогонному тренажу, а отсутствием материальных проблем — добросовестной и упорной работе» (Александр Гаррос, Алексей Евдокимов. Новая жизнь. Святочная повесть).
Страница ответаОчевидно, программа пытается связать существительное остановки с ближайшим к нему предлогом для, не «понимая», что этот предлог находится внутри распространенного определения обязательных для данного маршрута (и, соответственно, относится к существительному маршрут) и что существительное остановки связано с предлогом на.
Страница ответаБлагодарим за внимательное чтение словарной статьи. Судя по всему, Вами обнаружена техническая ошибка, поскольку очевидно, что замысел составителей словаря должна была отразить грамматическая помета, указывающая на краткую форму.
Страница ответаСправочники
Вопрос Есть ли разница в употреблении глаголов достигнуть и достичь? В русском языке встречаются двоякие формы инфинитивов нескольких глаголов: с формантами -бегнуть (напр., избегнуть - избечь) с формантами -стигнуть (напр., достигнуть - достичь) глагола стынуть - стыть. В современном литературном языке вариативны только последние два форманта. Причем среди приставочных глаголов с корневой морфемой стыть сегодня уже не имеет ...
...Например: Чего он обязан достигнуть? (В. Тендряков. Свидание с Нефертити); ...тогда они могут постичь необъятность вселенной только по звездам (А. Зегерс. Через океан). Более употребительный в языке СМИ глагол достичь преобладает в бессуфиксном варианте....
...Достигнуть и достичь...
БУДЬ ТО… ИЛИ, союз Обороты, присоединяемые союзами «будь то… или», обособляются; внутри оборота знак препинания не ставится. Каждое государство, будь то республика или наследственная монархия, имеет свой государственный герб. Г. Белых, Л. Пантелеев, Республика ШКИД. В подобных чрезвычайных случаях, будь то в бою или в затишье, политработник вправе и обязан приказывать. Л. Брежнев, Малая земля.
... В подобных чрезвычайных случаях, будь то в бою или в затишье, политработник вправе и обязан приказывать. Л. Брежнев, Малая земля....
...Будь то... или...
В СИЛУ (чего), предлог Обороты, присоединяемые предлогом «в силу», могут обособляться. О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 1. К сожалению, в силу известных всему миру обстоятельств, мечты эти пришлось вскоре оставить. Э. Казакевич, Звезда. В силу сложных законов всемирного тяготения этот спутник-гигант движется по очень вытянутой орбите. В. Губарев, Путешествие на Утреннюю Звезду. Поелику пред законом ее ...
... Поелику пред законом ее величества все равны, то я вас, в силу долга и присяги, обязан привлечь за ваши крамольные вчерашние кличи… В. Шишков, Емельян Пугачев....
...В силу (чего)...
Учебник
Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать слитное или раздельное написание НЕ, нужно обратить внимание на значение прилагательного и стоящие рядом слова.
...Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать...
...Написание таких прилагательных следует проверять по словарю, например: не больной, не главный, не обязанный, не одинокий, не особенный, не чуждый; не болен, не вечен, не виноват, не голоден, не горазд, не готов, не должен, не забыт, не короток, не люб, не обязан, не чужд, не одинок, не рад, не склонен...
...НЕ с прилагательными...
Журнал
Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.
...Интервью с филологом и школьным учителем Ольгой Кармаковой...
...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка...
...Раз ты учитель, ты обязан всю жизнь учиться. И учителям, людям с логическим мышлением, не так сложно освоить изменения, всего 15 пунктов, тем более если преподаватель заинтересован в том, чтобы дети писали грамотно. Вы рассказываете своим ученикам о готовящихся изменениях? О....
...Новый учебный год и новое правописание...
Лаконичный и логичный универсальный шрифт для незрячих, который используют во всем мире, — главная заслуга Луи Брайля. Этот человек отличался оригинальным умом, цельностью натуры и редкой настойчивостью. Вопреки представлениям своего времени он сумел доказать, что удобный для пальцев шрифт не обязан повторять шрифт, удобный для глаз. Исследователи предполагают, что если бы он не потерял зрение, то, скорее всего, стал бы математиком.
...Самый удобный тактильный алфавит изобрел двести лет...
...Вопреки представлениям своего времени он сумел доказать, что удобный для пальцев шрифт не обязан повторять шрифт, удобный для глаз. Исследователи предполагают, что если бы он не потерял зрение, то, скорее всего, стал бы математиком....
...Счастливое детство и несчастный случай Луи Брайль...
...Луи Брайль, человек-шрифт...
В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете». В этой статье сообщается об утверждении нового свода правил русского правописания, который официально действует до сих пор (сам свод правил был принят весной и издан в августе 1956 года, к началу нового учебного года). Автор рассказывает о принципах унификации правописания, о практических шагах по введению нового свода.
...В этой статье сообщается об утверждении нового свода...
...В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания...
...В 8–10-х классах учитель обязан познакомить учащихся с основными изменениями, вызванными унификацией. На это потребуется не более двух часов....
...Единый свод правил орфографии и пунктуации...