Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 10 942 результата

Ответы справочной службы

Подскажите, пожалуйста, есть ли отличия между словосочетаниями: "категорически отказал" и "категорично отказал", также "категорический отказ" и "категоричный отказ", какие варианты предпочтительнее и почему?

Прилагательные категорический и категоричный являются словообразовательными синонимами, но имеют грамматическое отличие: первое прилагательное не образует кратких форм, а второе прилагательное может употребляться в краткой форме (категорично, категорична, категорично, категоричны).

Страница ответа
Добрый день! подскажите, обязательно ли обособлять деепричастие в данном случае: "Мягко картавя(,) журчал ручеёк", или можно считать его за обстоятельство со значением образа действия и не ставить запятую? спасибо

Деепричастный оборот не обособляется, если образует смысловой центр высказывания, как в примерах из примечания 1 параграфа 20.4 справочника Д. Э. Розенталя по пунктуации: «Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (М.Г.) — важно не то, что жили, а что жили без всяких знакомств; Это упражнение делают стоя на вытянутых носках  смысл сообщения в том, каким образом делают упражнение; Старик шёл прихрамывая на правую ногу; Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы; (...) Не унижая себя говорю, а говорю с болью в сердце (М.Г.)». Хотя это никак не комментируется в тексте справочника, нетрудно заметить, что деепричастный оборот в такой функции располагается в конце предложения, и это неудивительно: в русском повествовательном предложении логически ударной является конечная позиция. Деепричастный оборот, находящийся в начале предложения, может быть его смысловым центром только тогда, когда в предложении имеется явное противопоставление, как в последнем из приведенных примеров. Можно было бы допустить необособление деепричастного оборота в предложении типа Мягко картавя, а не звонко заливаясь журчал ручеёк. Поскольку в исходном примере не наблюдается подобного, деепричастный оборот здесь должен быть обособлен.

Страница ответа
Добрый день! Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении: "Программа предназначена для документации, представленной в том числе в форме интерактивных руководств". Смущает "в том числе", возможно из-за нарушенного порядка слов.

Вас не случайно смущает употребление сочетания в том числе в этом предложении. И дело не только в пунктуации. Словари говорят, что это сочетание является союзом и используется «для присоединения слов, использующихся для обозначения, выделения человека или предмета, на к-рые среди прочих (прочего) распространяется сказанное в предыдущей части», например: Пришли все, в том числе и Мухин. Многие сотрудники, в том числе он, сейчас в отпуске. В таких случаях в том числе открывает собой присоединительный оборот

В приведенном Вами предложении нет присоединительного оборота. Сочетание в том числе здесь используется в значении, не зафиксированном словарями, — в значении ‘не только, но и’. Здесь оно показывает, что помимо того, о чем говорится в предложении, подразумевается что-то еще (в Вашем случае — что документация может быть представлена и в других формах, помимо формы интерактивных руководств). Подобные случаи в справочниках не рассмотрены, о чём пишет М. М. Харченко в статье, посвящённой нерешённым проблемам современной пунктуации. Судя по приводимым в статье примерам, в большинстве случаев знаки препинания при таком «самостоятельном» в том числе не требуются. Полагаем, что не требуются они и в Вашем примере.

Страница ответа

Справочники

Нас мало, но мы в тельняшках

Нас мало, но мы в тельняшках - выражение впервые появилось в Великую Отечественную войну в речи матросов, участвующих вместе с пехотой в боевых действиях на суше и славившихся бесстрашием и героизмом. Выражение означает: нас мало, но мы серьезные противники для врага и победить нас непросто.

...Выражение означает: нас мало, но мы серьезные противники для врага и победить нас непросто....

...Нас мало, но мы в тельняшках - выражение впервые появилось в Великую Отечественную войну в речи матросов, участвующих вместе с пехотой в боевых действиях на суше и славившихся бесстрашием и героизмом....

...Нас мало, но мы в тельняшках...

Хоть / хотя (и)... а / да / но

ХОТЬ / ХОТЯ (И)… А / ДА / НО, союз Запятая ставится перед второй частью союза (перед «а / да / но»). В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере... И. Гончаров, Обломов. Да, он все знает, все понимает и этими словами говорит мне, что хотя и стыдно, а надо пережить свой стыд. Л. Толстой, Анна Каренина. Жизнь хотя и тяжелая, но не в пример. А. и Б. Стругацкие, Град обреченный.

...ХОТЬ / ХОТЯ (И)… А / ДА / НО, союз Запятая ставится перед второй частью союза (перед «а / да / но»). В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере... И. Гончаров, Обломов....

... Жизнь хотя и тяжелая, но не в пример. А. и Б. Стругацкие, Град обреченный....

...Хоть / хотя (и)... а / да / но...

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория. Но пишется и: 1. В словах с приставками меж- 

... При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить...

...Но пишется и: 1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный. 2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра....

...II. Гласные Ы и И после приставок...

Учебник

Разделительные Ъ и Ь

Правило не слишком объёмное, но серьёзное. Чтобы выбрать твёрдый или мягкий знак, нужно определить, в какой части слова он находится, и обратить внимание на следующую букву.

...Правило не слишком объёмное, но серьёзное. Чтобы выбрать твёрдый или мягкий знак, нужно определить, в какой части слова он находится, и обратить внимание на следующую букву....

...Разделительный ъ пишется не только после русских приставок, но и после иноязычных аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, суб-, пан-, пост-, супер-, транс- и др.: адъютант, инъекция, субъект, трансъевропейский, панъяпонский. В некоторых словах такие приставки выделяются лишь исторически....

...Разделительные Ъ и Ь...

Сложносочинённое предложение

В сложносочиненном предложении несколько частей, и обычно они разделяются запятыми. А когда запятая не ставится или нужен другой знак? Объясняем, почему в предыдущем предложении нет запятой.

...В сложносочиненном предложении несколько частей, и...

...противительными союзами (а, но, да в значении но, зато, однако): Мы с сестрой мечтали на каникулах поехать на горнолыжный курорт, но родители настроились на пляжный отдых....

...Это правило не касается противительных и повторяющихся союзов: Пускай уроков информатики станет меньше, но пусть тогда учителя на уроках уделяют почти всё время программированию! (Но — противительный союз.) Возьмём ли мы в столовой обед, или ограничимся сосисками в тесте?...

...Сложносочинённое предложение...

Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Продолжить изучение стоит правилом:

...противительными союзами (а, но, да в значении но, зато, однако): Мы с сестрой мечтали на каникулах поехать на горнолыжный курорт, но родители настроились на пляжный отдых....

...Это правило не касается противительных и повторяющихся союзов: Пускай уроков информатики станет меньше, но пусть тогда учителя на уроках уделяют почти всё время программированию! (Но — противительный союз) Возьмём ли мы в столовой обед, или ограничимся сосисками в тесте?...

...Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых...

Журнал

Молодежный жаргон — признак здорового развития языка

Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов пишет в Газете.ru о том, почему не надо бояться молодежного сленга.

...Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов отказывается...

...Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов пишет...

...Среди причин возникновения молодежного жаргона Владимир Пахомов называет не только желание противопоставить себя старшим и построить свой мир, но и потребность по-настоящему присвоить себе язык через языковое творчество....

...Но при этом гневные жалобы на то, что молодежь портит язык, повторяются из поколения в поколение. Автор прослеживает молодежный язык последних 70 лет и на конкретных примерах показывает, что взрослые всегда недовольны тем, как говорят их дети и внуки....

...Молодежный жаргон — признак здорового развития языка...

Легко ли быть грамотным?

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

...Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из...

...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...

...Молодым людям сложнее: есть слова, которые они много раз видели глазами, но никогда не слышали и поэтому не могут правильно прочитать....

...  Каждый человек, с рождения говорящий на каком-нибудь языке, — его носитель, но быть носителем языка не значит быть грамотным....

...А вот врожденные трудности с чтением и письмом у людей с сохранным интеллектом действительно существуют, но поддаются коррекции, если начать занятия в раннем возрасте....

...К сожалению, эти навыки системно не развивают ни в школе, ни в вузе, но уже появляются отдельные инициативы, которые привлекают внимание к этой теме....

...Все знают, что художественный, публицистический, научный тексты устроены по-разному, но при этом в школьном курсе словесности нет возможности применить эти знания на практике....

...Легко ли быть грамотным?...

В Институте имени Пушкина создали технологию лингвистической оценки учебников

С помощью новой технологии тексты цифрового «Яндекс.Учебника» сравнили с другими школьными пособиями по русскому языку. Выяснилось, что в цифровом учебнике меньше агрономов и березок, зато больше программистов и бабушек. Но есть и более глубокие отличия, говорится в публикации на сайте «Системный Блокъ».

...В цифровом учебнике меньше агрономов и березок, зато...

...Но есть и более глубокие отличия, говорится в публикации на сайте «Системный Блокъ»....

...Методика заключается в том, что во всей совокупности...

...В Институте имени Пушкина создали технологию лингвистической...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать