МЫШЛЕНИЕ. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В методике обучения иностранным языкам М. подразделяется на словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Важную роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследования целеобразования составляют большой раздел психологии М. и психологии личности. В ходе общения людей результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. К основным операциям мыслительной деятельности, направленным на адекватное познание, относятся сравнение, анализи синтез, абстракцияи обобщение.
ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Мышление, основой которого являются слова. Использование в мышлении лексических единиц иностранного языка достигается в результате систематической практики в иностранном языке.
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Синонимы: словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предыдущей. Наиболее подробно разновидности и правила Д. м. изучаются в логике. Они составляют различные виды дедуктивных и индуктивных умозаключений, способы доказательств и т. д. В процессе развития мышления человека Д. м. возникает на основе развития речи и деятельности человека, по мере формирования основных логических операций.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Простейший вид мышления как отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практические действия. У человека на основе Н.-д. м. образуются суждения.
Отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Научное м. Мозг - орган мышления. Развивать м. М. человека. Быстрота мышления. Изучать м. Абстрактное м.