Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 33 результата
классы

КЛАССЫ, -ов, мн. Детская игра, в которой участники рисуют на земле фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, проталкивая носком камешек, черепок и т.п. из одной клетки в другую; син. классики. Девочка мелом начертила на асфальте ровные квадраты для игры в классы.

Ответы справочной службы

Добрый день. У Достоевского встречается "педагогичка". Это слово возникло от "педагог" по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик–медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прил-го (как технический–техничка)?

На Ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср: Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе» [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889)]; Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения [Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890)]; ― В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали  на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)].

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

Страница ответа
Как правильно: "программа за 5–6-е классы", "за 5–6-й классы" или "за 5–6-й класс"?

Лучше так: программа 5-го и 6-го классов.

Страница ответа
Добрый день. Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания. Заранее спасибо. Призёрами конкурса признаны - в возрастной категории 4-6 классы: Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ "Школа" Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ "Школа" - в возрастной категории категория 7-9 классы: Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ "Школа" Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ "Школа"

Предлагаем такой вариант.

Призерами конкурса признаны: в возрастной категории 46 классы – Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ «Школа»; Иванов Иван Иванович, учащийся 6 класса МБОУ «Школа»; в возрастной категории 79 классы  Иванов...

Страница ответа

Справочники

Части речи в русском языке

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов. Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в ...

...Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения....

...Части речи в русском языке...

Классификация и признаки наречий

Классификация наречий по функции По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда. Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений ...

...Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д....

...Классификация и признаки наречий...

Когда нужны буквенные наращения после цифр?

Когда применять наращения? Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут. Наращение не используется: В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений. При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. 

... Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б»....

...Когда нужны буквенные наращения после цифр?...

Журнал

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

... Обязательный минимум содержания образования по русскому (родному) языку Для основной общеобразовательной школы. 5–11(12)-е классы Введение Общие сведения о строении и функционировании языка. Язык как средство общения людей....

...Части речи как грамматические классы слов. Критерии выделения частей речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории. Система частей речи в русском языке. Морфологический анализ. Самостоятельные и служебные части речи. Текстовая функция слов. Имя существительное....

...Стили речи. 10–11 классы. М., 1997. Безносов Э. Л. Сборник литературоведческих изложений // Русский язык. 1996. № 10. Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. М., 1997. Леонтьева Т. Н. Диктанты по Л. Н....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...

Ночевала тучка золотая...

Метафора (греч. metaphorá «перенос») — троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Из других видов иносказания метафора родственна сравнению. Она замечательна своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым — активизацией читательского восприятия.

...Действенность метафоры заключается в совмещении значений...

...Метафора (греч. metaphorá «перенос»...

...В рамках риторической традиции разработана классификация метафор, в ее основе — классы сопоставляемых предметов. Итоговой можно считать схему, представленную в «Риторике» Ломоносова (1748)....

...Ночевала тучка золотая......

Русский язык межнационального общения в странах СНГ и Балтии и диалог культур

Значительные изменения геополитической ситуации в последние два десятилетия уходящего века, появление новых суверенных государств, культивирующих иные, чем прежде, политические, экономические и национально-ценностные ориентации в своем развитии, отказ от прежних приоритетов — все это самым непосредственным образом отразилось на языковой ситуации во многих странах.

...Основные тенденции в развитии языковой ситуации...

...Значительные изменения геополитической ситуации в ...

...до 2007 года) обучение на русском языке в гимназиях вообще должно быть прекращено, а полное среднее образование на русском языке (Х–ХII классы) можно будет получить только в частных учебных заведениях....

...Например, в Эстонии в соответствии с законом «Об основной школе и гимназии» обучение на русском языке в муниципальных школах гарантируется государством только на уровне основного образования (I–IХ классы); к 2000 году (недавно этот срок был продлен...

...Русский язык межнационального общения в странах СНГ...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать