Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 198 ответов
№ 313019
Подскажите, пожалуйста, почему язык молдАвский, если страна МолдОва. Если это связано с прежним названием (МолдАвия), корректно ли сейчас говорить молдОвский язык? Почему? Спасибо!
ответ

В русском языке давно существует целая группа слов, однокоренных со словом Молдавиямолавский, молдаване, молдаванка, молдаванский (к Молдавия и молдаване), по-молдавски, молдавско-российский и др. В нескольких из них ударение падает на гласный а. Появление нового названия Молдова не должно менять исторически и системно мотивированных норм произношения и написания.  

22 февраля 2024
№ 312605
Добрый день! Подскажите, надо ли выделять выражение " в целом" запятой, если это употребляется в значении вводного слова? Примеры: Группа, в целом, произвела позитивное впечатление. В целом, тренинг для большинства участников прошел продуктивно.
ответ
23 декабря 2023
№ 311085
К предложению "Численность населения Земли приближается к восьми миллиардам" как правильно задать вопрос: "(К чему/К скольки/К скольким) приближается численность населения Земли?"?
ответ

Предложение отвечает на вопрос Какова численность населения Земли? В нём выделяется группа подлежащего численность населения Земли (с точки зрения актуального членения это тема) и группа сказуемого приближается к восьми миллиардам (рема).

21 сентября 2023
№ 310919
В корпоративной среде используется описание иерархии в формате «топ минус 1», то есть прямые подчинённые, «топ минус 2» — подчинённые подчинённых и т. д. Как правильно оформить это? — топ-1 — топ - 1 — «топ-1» — «топ - 1» — «топ минус 1» — «топ минус один» Можно нафантазировать множество вариантов, но как же оформить правильно?
ответ

Полагаем, что лучше выбирать из двух последних вариантов. Написания с черточкой могут восприниматься в значении 'первая группа' (ср. Новый сайт обошел сильных конкурентов и попал в топ-1 за два месяца). Два последних варианта однозначны.

30 августа 2023
№ 310886
Добрый день! Скажите, как правильно: коллаген I и III типов или типа? Очень нужно!
ответ

Возможны оба варианта. При выборе нужно учесть такую рекомендацию справочника Ю. А. Бельчикова «Практическая стилистика современного русского языка».

При выборе формы единственного или множественного числа существительного при двух относящихся к нему определениях необходимо четко различать, говорится ли а) об отдельности, самостоятельности каждого из предметов, явлений, обозначаемых существительным, или б) явления, предметы, события рассматриваются обобщенно, суммарно, как одна группа, нечто единое, чем-либо объединенное или объединяемое, без подчеркивания их отдельности, выделенности, самостоятельности; предложение, высказывание имеет констатирующий характер. Ср.: ученики восьмого и девятого классов. — Он хорошо учился в девятом и десятом классе (в первом случае говорится об учениках разных классов, разных ученических коллективах; во втором  речь идет о периоде обучения); различия в условиях получения льгот для инвалидов второй и третьей групп.  Инвалидам второй и третьей группы пособие выдается в комнате № 9 (в первом случае речь идет о разных условиях, о разных льготах, о разных размерах денежных выплат для каждой группы инвалидов, во втором  инвалиды второй и третьей групп объединены местом получения пособий (в таком предложении возможно и множественное число существительного).

25 августа 2023
№ 310863
Здравствуйте! Нужна ли запятая после слов "в лесу" в предложении: "Если группа сыграет в лесу, и не будет никого, кто это услышит..."
ответ

Запятая не нужна, так как здесь одиночный союз и соединяет однородные придаточные части: Если группа сыграет в лесу и (если) не будет никого...

22 августа 2023
№ 310629
Почему в предложении "Мы взяли с собой всё необходимое: продукты, одежду, тёплое бельё" определение "тёплое" также относят к однородным членам? Подобные задания встречаются в вариантах заданий ОГЭ и ЕГЭ.
ответ

Ваш вопрос непонятен. Прилагательное теплое является определением к последнему дополнению из ряда однородных: продукты, одежду, бельё. Если к слову, входящему в ряд однородных членов, относятся зависимые слова, то вся группа таких слов (главное + зависимые) рассматривается как один компонент. При этом зависимое слово не меняет свою синтаксическую функцию, определение остается определением. В ЕГЭ и ОГЭ нет заданий, в которых требовалось бы некорректно охарактеризовать определение к слову из ряда однородных членов.

23 июня 2023
№ 310592
"Озеро Байкал в России — самое глубокое в мире." Допускают ли правила русского языка постановку тире в таком предложении? Если да, на основании какого правила? Интересует строго такая структура предложения. Решающий все сложности вариант с переносом слова "озеро" во вторую часть предложения понятен и очевиден.
ответ

Тире в предложении нужно. Оно однозначно показывает, что сочетание в России входит в состав подлежащего, а не сказуемого. Без тире восприятие предложения будет затруднено. Ваше предложение можно подвести под правило: тире перед сказуемым-прилагательным ставится при логическом или интонационном членении предложения (Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Пунктуация. § 5, п. 10.1). Обратите внимание: стилистически предложение небезупречно, так как и группа подлежащего, и группа сказуемого заканчиваются сочетанием предлога в с существительным со значением места. Предложение можно перестроить: Российское озеро Байкал самое глубокое в мире.

8 июня 2023
№ 310379
как правильно выполнить перенос слова "первоклассник"
ответ

Безупречны такие варианты: пер-воклассник, перво-классник, первоклас-сник

Перенос части рвоклассник нежелателен, так как в нем нарушается закон строения слога – закон восходящей звучности, по которому невозможно сочетание сонорного звука (более звонкого) и последующего шумного (менее звонкого). Но этот закон в школе не изучают, и правила орфографии не разъясняют, в какой мере его нужно учитывать. При этом сообщается, что «группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се-стра, сес-тра и сест-ра; це-нтральный, цен-тральный и цент-ральный; ро-ждение и рож-дение; де-тство, дет-ство, детс-тво и детст-во; шу-мный и шум-ный». Однако заметим, что в примерах нет слов с сочетанием сонорного и шумного типа первый. В общем, в правиле заключено некоторое скрытое противоречие, нуждающееся в прояснении. Итог: перенос пе-рвоклассник рекомендовать нельзя, однако и нельзя считать его орфографической ошибкой.

Еще один проблемный вариант – первокласс-ник. С одной стороны, правила гласят: «разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень» (в некоторых источниках говорится только о положении удвоенных согласных между гласными), а с другой стороны, среди допустимых вариантов переноса можно найти класс-ный. Этот вариант учитывает морфемные границы, поэтому чтению он не препятствует. Отсюда вывод: вариант первокласс-ник вполне возможен.

28 февраля 2023
№ 310357
Как правильно "группа Вконтакте или группа во Вконтакте"?
ответ

См. ответ на вопрос № 267034.

20 февраля 2023

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать