Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 15 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, несклоняемое
ж. и ср. Тридцать третья, последняя буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [а после мягких согласных.
Подробнее
я

я2, нескл., с. (осознаваемая человеком собственная личность, индивидуальность, также филос.; название буквы)

я

я1, меня, мне, мной, обо мне, местоим.

Ответы справочной службы

Требуется ли тире в предложении: "Я это я."?

Возможны варианты пунктуации в зависимости от смысла и интонации: Я – это я. Я это, я.

Страница ответа
Добрый день! Нужна ли запятые во фразе: Танцуйте(я) как я(,) и любите(,) как я!

Корректно: Танцуйте, как я, и любите, как я!

Страница ответа
Здравствуйте! Передача прямой речи с помощью кавычек: где ставятся знаки препинания, завершающие фразу? Например: Он сказал: «Я сдаюсь». или «Я сдаюсь.» Он спросил: «Могу ли я это сделать»? или «Могу ли я это сделать?»

Точка ставится после закрывающей кавычки, остальные знаки препинания — внутри кавычек: Он сказал: «Я сдаюсь». Он спросил: «Могу ли я это сделать?» Он сказал: «Я сдаюсь...» Он сказал: «Я сдаюсь!» 

Страница ответа

Справочники

Время как морфологический признак глагола

Время — непостоянный признак глагола, обозначающий время совершения действия по отношению к моменту речи о нем. Время представлено в изъявительном наклонении спрягаемых форм глагола и у причастных форм. Об особенностях морфологического признака времени у причастий см. «Причастие». В русском языке у спрягаемых форм глагола представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нем. При этом сам ...

...При этом сам момент речи (речемыслительной деятельности) может находиться не только в настоящем (Я опоздал.), но и в прошлом (Я понял, что опоздал.) или будущем (Он опять придет раньше назначенного срока и будет говорить, что я опоздал.)....

...Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что-то я газету никак не найду....

...Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем (Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог). Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ, но выражается оно различно....

...Прошедшее время может употребляться 1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел; 2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал....

...1) в значении будущего: а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу; б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не замечает; 2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я...

...Время как морфологический признак глагола...

Грамматические признаки местоимений-существительных

К местоименным существительным относятся следующие местоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, кое-что, что-либо и др.). Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходными с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определенные отличия от знаменательных ...

...Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел- — я, ты пришл-а. Местоимение он мужского рода: он пришел-. Местоимение она женского рода: она пришл-а. Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о....

... е. нельзя сказать, что мы — это много я, поскольку мы — это я (говорящий) и еще кто-то. Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа....

...Личные местоимения имеют морфологический признак лица: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, она, оно, они....

... е. местоимения я и мы, ты и вы, он, она, оно и они — разные слова....

... е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица: 1 лицо: я ид-у, мы ид-ем; 2 лицо: ты ид-ешь, ид-и-, вы ид-ете, ид-и-те; 3 лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они ид-ут, пусть идут....

...Грамматические признаки местоимений-существительных...

Простое предложения. Второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос В русском языке три вида второстепенных членов — определение, дополнение и обстоятельство. Определение, способы его выражения Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?. По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные 

...: Я побежал вперед. 4) причины (почему?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?)...

...Основная масса приложений является согласованными определениями, исключение составляют приложения-названия, заключенные в кавычки, некоторые географические названия и прозвища: Я выписываю газету «Вечерняя Москва». Я живу в городе Москва....

...Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги), прямое дополнение может выражаться: 1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг; 2) формой Р....

... — сравнительными оборотами): Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец. 4) инфинитивом: Я хочу пойти прогуляться 5) устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями: Я потерял тетрадь два дня тому назад....

... п.: Я купил пять книг. 6) фразеологически связанным словосочетанием: Я прошу тебя не вешать нос. Дополнения поясняют 1) основное — глагол (примеры см. выше) 2) существительное со значением действия или деятеля: Он руководитель кружка....

...Простое предложения. Второстепенные члены предложения...

Учебник

Сложноподчинённое предложение

Все думают, что перед союзом «что» всегда ставится запятая. Но вот что мы вам скажем: русский язык не так-то прост. Делайте что хотите, а в правиле немало подводных камней.

...Все думают, что перед союзом «что» всегда ставится...

...Перед союзом есть отрицание (частица не):  Я подружился с соседкой по парте не потому, что она давала мне списывать. Перед союзом есть усилительная, ограничительная или другая подобная частица:  Я продолжаю заниматься тхэквондо только потому, что мне повезло с тренером. !...

...Не разделяются запятой: сложные союзы тогда как, словно как, между тем как, союз так что:  Я уже взрослый, так что мне можно читать любые книжки из нашей домашней библиотеки....

...Однородные придаточные части сложноподчинённого предложения, не связанные союзами, разделяются запятыми:  Я всё время вспоминаю, как мы играли по полдня на улице, как жарили хлеб на костре, как ходили с самого утра за грибами....

...сочетание союза с усилительной частицей — даже если, лишь когда:  Мои родители поддерживают меня, даже если я неправ. Несколько придаточных.В одном сложноподчинённом предложении может быть сразу несколько придаточных. С этим связан ряд пунктуационных правил....

...Если придаточное стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон: У дома, где я вырос, обожают фотографироваться туристы.Очень сложно: сложные союзы в сложноподчинённом предложении.Части сложноподчинённого предложения могут связываться сложными (состоящими из нескольких частей...

...Сложноподчинённое предложение...

Сложносочинённое предложение

В сложносочиненном предложении несколько частей, и обычно они разделяются запятыми. А когда запятая не ставится или нужен другой знак? Объясняем, почему в предыдущем предложении нет запятой.

...В сложносочиненном предложении несколько частей, и...

...Я стучал, стучал в дверь — а мне никто не открыл....

...разделительными союзами (или, либо, ли... или, ли... ли, то... то): Либо я прямо сейчас съем кусок торта, либо вы не скоро увидите меня в хорошем настроении!.Однако запятая нужна не всегда....

...имеют общее придаточное предложение: Когда на уроке интересно, я задаю учителю кучу вопросов и мне совсем не хочется отвлекаться на шутки одноклассников или летающую по кабинету муху....

...выражены двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями: Когда мне подарят новый телефон и какие игры я первым делом установлю на него? Как пахнет весной и как не хочется в школу!...

...Сложносочинённое предложение...

Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Продолжить изучение стоит правилом:

...Я стучал, стучал в дверь — а мне никто не открыл....

...разделительными союзами (или, либо, ли... или, ли... ли, то... то): Либо я прямо сейчас съем кусок торта, либо вы не скоро увидите меня в хорошем настроении! Однако запятая нужна не всегда....

...  имеют общее придаточное предложение:  Когда на уроке интересно, я задаю учителю кучу вопросов и мне совсем не хочется отвлекаться на шутки одноклассников или летающую по кабинету муху....

...выражены двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями:  Когда мне подарят новый телефон и какие игры я первым делом установлю на него? Как пахнет весной и как не хочется в школу!...

...Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых...

Журнал

Мария Каленчук: «Нормативные рекомендации должны опираться на речевую практику образованных людей»

Большую часть своей жизни в науке я занималась теоретической фонетикой и фонологией, развивая идеи Московской фонологической школы. Но в последние годы я увлеклась проблемами кодификации произносительных норм. И есть один аспект, связанный с произносительными рекомендациями в орфоэпических словарях, который меня и тревожит, и раздражает, — это отсутствие данных о процедуре принятия кодификационных решений, положенных в основу того или иного словаря. 

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Большую часть своей жизни в науке я занималась теоретической фонетикой и фонологией, развивая идеи Московской фонологической школы. Но в последние годы я увлеклась проблемами кодификации произносительных норм....

...Мои коллеги и я убеждены, что нормативные рекомендации в словарях должны опираться на реальную речевую практику образованных людей нашего времени....

...Я думаю, вы удивитесь, узнав, что все авторитетные и не очень словари предлагают только один нормативный вариант — добыла́. Мы провели эксперимент: дикторы трех разных поколений должны были прочитать фразу Она с трудом добыла необходимые справки и смогла подать документы вовремя....

...Мария Каленчук: «Нормативные рекомендации должны опираться...

Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»

Создатель и руководитель Саратовской лингвистической школы Ольга Борисовна Сиротинина в этом году отметила столетний юбилей. 75 лет она изучает русский разговорный  язык. «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек» — так называется книга мемуаров, которую ученики составили на основе ее устных рассказов. 

...Правила жизни столетнего лингвиста...

... «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек» — так называется книга мемуаров, которую ученики составили на основе ее устных рассказов. ...

...По отношению ко всем без исключения я не жду никогда только хорошего, прекрасного, я всегда во всем предусматриваю возможность плохого. Я к этому плохому подготовлена и поэтому — защищена. Я ощущаю себя счастливым человеком....

...  По дороге в школу я часто встречала известного тогда в Саратове педиатра, профессора Сурата, он задавал один и тот же вопрос: «Живешь?» Я отвечала, что живу, а он в ответ говорил, что только за первый год моей жизни семь раз сказал, что я умру....

...«Именно литература натолкнула меня на мысль, что так вести себя, как я: делать все, что вздумается, закатывать истерики — очень опасно. И я начала усиленно себя перевоспитывать», — рассказывает Ольга Борисовна....

...Когда я уже выздоровела, он сказал моей тете: „Вы думаете, мы ее спасли? Она сама себя спасла, она у вас йог“». «Я как-то проводила анонимный опрос студентов, что они видят положительного в моем лекционном изложении и что негативного....

...Я очень много знаю из разных наук. Может быть, это не всегда современные знания, в той же медицине, математике, химии, потому что с современными я уже не знакомлюсь, нет на это времени. А вот то, что почерпнула еще в раннем возрасте, в юности, мне помогает....

...Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»...

Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я был нормальный пацан»

Сериал «Слово пацана», который активно обсуждают уже почти два месяца, заинтересовал нас не только словом «чушпан», которое даже называли в качестве кандидата на роль слова года. Насколько точно на экране передан сленг улицы в целом? Грамота поговорила об этом Шамилем Идиатуллиным, который в 1980-е годы жил в городе Брежнев (ныне Набережные Челны) и написал об этом времени книгу. 

...Языковые реалии 1980-х по воспоминаниям жителя Татарстана...

...Сериал «Слово пацана», который активно...

... Я был не при делах. Таких, как я, подтягивали к каким-нибудь мероприятиям только в крайнем случае. Кстати, слова стрелка не было, слова разборки тоже не было. В общем, тащить таких, как я, на какие-то сходняки, которые чреваты махачем, можно было только для толпы, для массы....

...Слои лексикона В моем романе «Город Брежнев» действие происходит в 1983 году, а я родился в 1971-м. Правда, герой на пару лет старше меня; я срисовал его еще и с моего старшего брата. Я был болезненным книжным мальчиком, часто лежал в больницах, весь окружающий мир мне заменяли книжки....

...  Пока я посмотрел две серии. Первую серию я смотреть целиком не собирался, думал, посмотрю десять минут, и все будет понятно. Но не удержался, посмотрел две. Режиссура отличная, сценарий очень четкий....

...Пока я писал «Город Брежнев», то вспоминал некоторые слова и выражения из моего детства....

...Но при этом я был довольно эрудирован, с хорошо подвешенным языком и не очень вредный, поэтому у меня были неплохие отношения со всеми сверстниками, включая тех, кто мотался по улицам.   Уже тогда я начал записывать какие-то словечки и выражения....

...Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я был нормальный пацан»...