Ответы справочной службы
Справочники
§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом: 1) всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть – и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать – относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят); 2) все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания
...Ради унификации орфографии признаются допустимыми только формы стелю, стелешь, стелет и т. д. (фактически это формы глагола стлать) и недопустимыми формы стелишь, стелит и т. д. (т. е. формы глагола стелить)....
...XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях...
Знать назубок (одобр.) – знать очень твердо, хорошо; выучить наизусть. Выражение связано с пробой колец, золотых монет и т. д. на зуб для проверки их подлинности. На фальшивых или полых изделиях после надкуса оставались вмятины.
...Выражение связано с пробой колец, золотых монет и т. д. на зуб для проверки их подлинности. На фальшивых или полых изделиях после надкуса оставались вмятины....
...Знать назубок...
§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает ...
...в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д....
...; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь....
...ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ...
Учебник
Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное, то ваше предположение справедливо. И всё же мы советуем не перескакивать сразу же на следующую страницу: вдруг какие-то исключения выскочили из головы?
...Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное...
...(скачу́, прискачу́, доскачу́, скачи́, прискачи́, доскачи́, скачи́те, прискачи́те, доскачи́те и т. д.). Примечание. Под ударением в соответствии с произношением пишутся буквы а и о, например: приска́чешь, с наско́ка....
...Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит...
Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится, так и пишется. Но кое-что требует комментариев. Разбираемся, почему взыскать, но взимать; безынтересный, но суперинтересный.
...Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится...
....После приставки, оканчивающейся на согласный, в соответствии...
...Буквы Ы и И после приставок на согласные...
Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.
...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...
....В предложении, осложнённом однородными членами, запятая...
...Однородные члены предложения...
Журнал
Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича Обнорского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5–6, 1939). Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В этой работе рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания.
...Сергей Обнорский — один из самых активных участников...
...Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича...
...т. д., и т. д....
...т. д....
...т. д....
...т. д....
...т. д....
...Основные принципы орфографической нормализации...
Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.
...Проблема автора — одна из главных...
...Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные...
...Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т. д.)....
...Однако суть проблемы остается та же — заинтересовать как можно больше читателей с разными вкусами, уровнем образования и т. д. Не меньший интерес представляет адресат и как объект изображения. Публицистике интересен человек как представитель общества, власти, толпы и т. д....
...Автор публицистического произведения — это всегда подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами и т. д....
...И совокупная картина мира, создаваемая практически всеми публицистами, — это, прежде всего, социальная (социально-политическая, социально-идеологическая и т. д.) картина. Ее основной вопрос — жизнь индивида в обществе....
...Создавая картину мира, публицисты пользуются результатами научных исследований (философских, политических, социологических и т. д.), однако творимая ими картина не становится научной. У публицистики существует свой угол зрения — создание картины мира с точки зрения человека в обществе....
...Современная публицистическая картина мира...
Учитель русского языка Ольга Маевская напоминает в журнале «Наука и жизнь», как правильно склонять числительные в косвенных падежах. В первой статье речь идет о сложных количественных числительных (десятках и сотнях), во второй — о числительных «ноль», «оба» и собирательных числительных.
...Сложные случаи склонения числительных...
...Учитель русского языка Ольга Маевская напоминает в...
...При склонении диапазона 50–80 изменяются обе части слова: нет пятидесяти рублей (пяти + десяти) и т. д....
...Отметим, что существует и другая техника запоминания — можно склонять числительные как слово «ноты»: нет пяти нот — нет пятисот; дать пяти нотам — дать пятистам и т. д....
...Сколько-сколько?...