Ответы справочной службы
Для начала уточним смысловые свойства слова эти. Оно принадлежит категории указательных местоимений и не обладает самостоятельным лексическим значением, а выполняет задачу указать на то, что говорящему представляется важным. Говорящий может указать на что-либо важное в реальной ситуации. Говорящий может сделать отсылку к тому важному, о чем ранее уже шла речь. Резюме: значение местоимения эти зависит от контекста в его реальном (внеязыковом) воплощении и в речевом оформлении. Далее: выражение эти выходные из-за смысловых особенностей указательного местоимения не следует соотносить с календарем. Нужно прислушаться к словам говорящего и понять, что он имеет в виду, когда употребляет эту фразу. Действительно, кто-то может сказать: в эти выходные мы ездили на дачу. У кого-то будут все основания сказать: в эти выходные мы поедем на дачу. У слушающего нет иной возможности (благодаря глаголу), как однозначно истолковать эти высказывания и сделать правильные выводы о подразумеваемых днях. Выражение следующие выходные так же контекстно зависимо. В толковании 'наступающий вслед за чем-либо, ближайший после чего-либо' обозначены смысловые переменные: за чем-либо, после чего-либо. Все уточнения (сведения о точках отсчета) вносит в значение выражения конкретный контекст. Вывод: обсуждаемые речевые обороты, несмотря на то что в высказываниях сообщают информацию о конкретных датах, сами весьма относительны по смысловым признакам. Это свойство закрывает оборотам «дорогу» в деловые и научные тексты. В повседневном общении у собеседников всегда есть возможность сделать дополнения и уточнения, если дни описываются при помощи таких указательных оборотов и появляются сомнения в их верном истолковании.
Страница ответаОкончание творительного падежа после основ на шипящий пишется по-разному в зависимости от ударения (ножо́м, но му́жем; свечо́й, но да́чей), таково правило орфографии. Чтобы объяснить, чем обусловлено правило, обратимся к истории. Исторически оправданным является написание после шипящих гласной е, и еще в ХVIII веке в формах творительного падежа писали окончания -ем и -ей (платежемъ, барышемъ, падежемъ, плащемъ, ножемъ, сивучемъ, пращей). Постепенно в ударных позициях вслед за изменившимся произношением е заменяется на о, и такое написание становитя обычным под влиянием слов с основой на парные согласные по твердости-мягкости (столо́м, окно́м, стено́й). То есть в словах с ударными окончаниями побеждает написание «по выговору», а безударные окончания не изменяют традиции. Подробнее см. в труде Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (с. 727–732).
Страница ответаВ русском письме не принято ставить запятую сразу вслед за тире. Возможен только вариант: Он смотрел в окно — оно было распахнуто, — продолжая думать о чём-то своём.
Страница ответаСправочники
КАК ГОВОРИТСЯ / ГОВОРЯТ, вводное слово Вводные слова «как говорится», «как говорят», а также вводные предложения, начинающиеся этими словами, обособляются. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. ...Когда дело дошло до выписки, то я и тут, как говорится, настрадался и снова захворал, на этот раз нервным заболеванием. М. Зощенко, История болезни. Он, как говорится, рискнул всем, чтобы достичь всего. В.
... Как с немецкой, с той зарецкой // Стороны, как говорят, // Вслед за властью за советской, // Вслед за фронтом шел наш брат. А. Твардовский, Василий Теркин. Между ними проскочила, как говорится в старых романах, электрическая искра. В. Катаев, Алмазный мой венец....
...Как говорится...
Употребление косвенных падежных форм местоимений он, она, оно, они с начальным Н обязательно после большинства предлогов, факультативно после некоторых предлогов. После части предлогов выступают формы без Н. Согласно «Краткому словарю трудностей русского языка» Н. А. Еськовой: Начальный Н обязателен после предлогов Начальный Н факультативен после предлогов Начальный Н не используется после предлогов без него, близ него, в него, вблизи него, в виде ...
...отношении его в роли него и в роли его в силу него и в силу его в ходе него и в ходе его в целях него и в целях его в числе них и в числе их относительно него и относительно его по поводу него и по поводу его благодаря ему включая его вне его вопреки ему вслед...
...Как правильно: «внутри нее» или «внутри ее»?...
В слове пасынок "па" – приставка, в словах пакостный, палец – часть корня. Н. И. Березникова прислала интересное дополнение: К вопросу о значении приставки па-. Современный русский язык ее не использует, то есть она непродуктивна. Но однажды, прочитав подобный же вопрос в вашем "Бюро", я полезла в словарь Даля. И обнаружила, что некогда эта приставка была довольно распространена. Если коротко, то она обозначает неполноту, неполную адекватность.
...Нет, я не призываю вслед за Юговым и Солженицыным вводить все эти слова в современный язык. Но как много можно узнать даже о собственной истории, всего-навсего заглянув в словарь! Вот и крестьяне – в норме ели пять раз в день. Диетологи подают это как новейшие рекомендации....
...Паобед...
Журнал
Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает в соответствии с провозглашением установки на игру как творческого метода. Так или иначе она звучит в текстах-манифестах поэтов-метареалистов Ивана Жданова («До слова»), Сергея Соловьева («Амфитеатр печатной машинки...») и Алексея Парщикова («Вступление»).
...Ольга Северская ищет параллели с классиками...
...Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает...
...Блаженство, приближающее этот момент, стихает, вслед за музыкой, подобно боли (угли в паху оборачиваются золотым дымом)....
...Таким образом, поэтическое слово, преодолевая немоту зала, возносится вслед за сорванным занавесом и попадает в раёк: и на театральную галерку, и в уличный театр «передвижных картинок»....
..., звучащий сразу вслед за этим, получает ответ при обращении к одному из рассуждений о театре Мандельштама: «Что такое знаменитые паузы? Не что иное, как праздник чистого осязания. Все умолкает, остается одно безмолвное осязание......
...Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова...
Авторская, или писательская, лексикография может быть определена в целом как теория и практика создания словарей языка отдельных авторов. Теория авторской лексикографии охватывает широкий круг проблем: это определение статуса, объема, содержания данного научного направления, прагматической специфики авторских словарей, выявление макро- и микроструктуры таких справочников, их объяснительного аппарата, системно-типологической организации. Сюда же относятся и вопросы истории авторской лексикографии.
...Словари языка писателей и других авторов можно классифицировать...
...Авторская, или писательская, лексикография может быть...
... Державина: раздел III тома называется «Язык Державина», вслед за ним идет «Словарь к стихотворениям Державина» объемом в 150 страниц текста....
...Опыт, вслед за названным изданием, был задуман как «полный по словнику, но дифференциальный по некоторым другим измерениям исторический словарь-справочник ..., ориентированный как тезаурус поэтического языка»48....
...Авторская лексикография в отечественном языкознании...
На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретают проблемы государственно-правового регулирования языковых отношений в Российской Федерации. Для решения вопросов, связанных прежде всего с русским языком, как исполнительная, так и законодательная власть предпринимают определенные шаги, что также свидетельствует о том, что эта проблема существует.
...При разработке закона о языке был учтен советский,...
...На современном этапе развития российского общества...
...Вслед за этими законодательными актами возникла необходимость создания отдельного закона, посвященного русскому языку и его функционированию как государственного языка в современном российском обществе. Однако и здесь есть своя предыстория....
...Русский язык в российском законодательстве...