Филолог Борис Шварцкопф в заметках для журнала «Русская речь» (№ 4, 1968) анализирует фразеологизмы из «Рыцарского романса» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника, процитированные в заголовке.
...Как русский фразеологизм заставил переосмыслить античное...
...Филолог Борис Шварцкопф в заметках для журнала «...
...И здесь на щите понимается как победа. Причину этой ошибки можно понять, если вспомить, что в современном русском языке есть один «похожий» фразеологизм: поднять на щит....
...Однако не всегда выражение правильно понимается и употребляется: на щите ‘поражение’ и со щитом ‘победа’. И один из первых сигналов о неблагополучии исходил от И. Ильфа и Е....
...NB: на щите = не только «побежденный», но и «мертвый, убитый»; таким образом, древний смысл — «победа или смерть (и = поражение)», ср. у Макаренко. Стало быть, Молотков расчленил К[рылатое] В[ыражение] на 2 Ф[разеологические] Е[диницы]!]...
...Здесь уже новая система координат «победа — поражение» выявялась полностью: на щите обозначает победу, под щитом — поражение. Логика торжествует. Впрочем, справедливость требует отметить, что пример под щитом встретился уже в повести А. С....
...«Иль на щите иль со щитом...»...
Почему в старых изданиях (1960–1970-х годов) «С Новым годом» писали с маленькой буквы «н» — «С новым годом»? Ответ дает публикация в журнале «Наука и жизнь».
...О написании названий праздничных дней...
...Почему в старых изданиях (1960–1970-х годов)...
...При этом в словосочетании день победы над нацизмом слово «победа» выступает как имя нарицательное и пишется с маленькой буквы. Подобные языковые пары в русском языке не редкость: земля как почва и Земля как планета и т. п....
...С маленькой или с большой?...
Московская традиционная олимпиада по лингвистике — это ежегодная олимпиада для школьников, которую совместно проводят отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, Институт лингвистики РГГУ и факультет филологии НИУ ВШЭ при поддержке Московского центра непрерывного математического образования. В ходе олимпиады (которая будет проходить в три тура) школьникам предложат несколько самодостаточных лингвистических задач; решение каждой из них напоминает ...
...Принять в ней участие смогут школьники не только из...
... Олимпиада внесена в перечень олимпиад школьников I уровня Министерства науки и высшего образования: победа в ней дает возможность поступить в некоторые вузы на профильное направление без экзаменов или получить 100 баллов за ЕГЭ по одному из предметов....
...Открыта регистрация участников LIV Традиционной олимпиады...
В международном конкурсе «Язык без границ», который проходил в дистанционном формате с 9 ноября по 25 декабря 2020 года, приняли участие более 500 педагогов — представителей разных стран и культур. Но, несмотря на все отличия, конкурс объединил учителей, преподающих на русском языке, из всех стран СНГ. — Цель конкурса — обмен опытом и знаниями, распространение педагогического опыта лучших учителей русских школ стран СНГ, повышение общественного и профессионального ...
...Цель конкурса — обмен опытом и повышение престижа учительской...
...Участие и победа в конкурсе дали осознание того, что я, обучая ребят, иду правильным путем, и вдохновили меня на новые начинания, — отметила Инна Винник. Победителя конкурса ждет именной диплом и денежный приз в размере 100 000 рублей....
...Педагоги из стран СНГ приняли участие в конкурсе «Язык...
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Если было сильное переживание, есть что описывать, а победа дает только эйфорию. Если мы хотим, чтобы дети усвоили какое-то сложное, отвлеченное понятие, например, на уроке обществознания, то сначала предлагаем актуализировать личный опыт....
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
Портал «Грамота.ру» следит за успехами проекта «Тотальный диктант». Ежегодная образовательная акция привлекает все больше участников. В 2014 году диктант писали 64 тысячи человек в 352 городах мира. Ключевые составляющие успешного проекта — оригинальный текст (в этом году автором текста был Алексей Иванов), грамотный менеджмент и лингвистическое обеспечение на академическом уровне. Мы поговорили с председателем экспертной комиссии Тотального диктанта Натальей Борисовной Кошкарёвой — не только о диктанте.
...Интервью с Натальей Кошкарёвой, председателем экспертной...
...Портал «Грамота.ру» следит за успехами...
...«Переходящая» из диктанта в диктант общая проблема — написание слов с прописной или строчной буквы: язык/Язык, вселенная/Вселенная, солнце/Солнце, победа/Победа, отчизна/Отчизна....
...«На родной язык стараний не жалко»...
Как бы преподаватель ни относился к заимствованным словам, он должен научить студента правильно и уместно пользоваться этой лексикой. Для этого нужно объяснять не только значения заимствованных слов, но и их сочетаемость, системно-языковые отношения с синонимами, антонимами, родо-видовыми и тематическими включениями в родственные лексические группы.
...Автор предлагает систему упражнений по культуре речи...
...Как бы преподаватель ни относился к заимствованным...
...Так, исчезли из русского языка такие иностранные слова, как виктория (победа), аттенция (внимание, уважение к кому-либо), ондироваться (волноваться) и т. д. Но в русском языке много заимствованных слов, которые используются в быту, без которых нельзя обойтись....
...Заимствованная лексика в преподавании русского языка...
Предлагаем вниманию читателей портала статью, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954). Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский, с 1963-го по 2005 год — главный редактор журнала.
...Николай Максимович Шанский о сложных процессах архаизации...
...Предлагаем вниманию читателей портала статью, опубликованную...
...Например: вотще (напрасно), мание (воля, желание), лоно (грудь), сиречь (то есть), понеже (потому что), виктория (победа), ветрило (парус), овн (баран), доколь (пока), лицедей (актер), выя (шея), шуйца (левая рука), присно (постоянно), вельми (очень), иже (который), денница (утренняя заря...
...Устаревшие слова в лексике современного русского литературного...
Мы продолжаем публиковать избранные статьи из архива журнала «Русский язык в школе». Это совместный проект портала «Грамота.ру» и редакции журнала, приуроченный к столетию со дня выхода первого номера. На Грамоте уже опубликованы статьи из номеров журнала, выходивших в свет в 1930-е и 1940-е годы. На очереди — 1950-е и характерная для того времени статья Виктора Левина в № 3 за 1952 год.
...Продолжаем публиковать избранные статьи из архива журнала...
...Мы продолжаем публиковать избранные статьи из архива...
...shy;нального равноправия, когда скрещивание языков происходит в порядке борьбы за господство одного из языков, когда нет еще условий для мирного и дружественного сотрудничества наций и языков, когда на очереди стоит не сотрудничество и взаимное обогащение языков, а ассимиляция одних и победа...
...Некоторые вопросы истории русского языка в связи с...
Кто бы ни брался за создание «расширительного» словаря того или иного типа, тот непременно приходил к Далю — к этому великому человеку-словарю. Подавляющее большинство людей связывает имя Даля со знаменитым четырехтомником. Все остальное, что сделал, написал, пережил Владимир Иванович, заслонено его «Словарем».
...«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый...
...Кто бы ни брался за создание «расширительного...
...Победа в Отечественной войне 1812 года пробудила в российском обществе интерес к собственной истории, литературе, к языку народа-победителя....
...К двухсотлетию со дня рождения Владимира Ивановича...