Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдена еще 21 публикация
Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...Доклад лингвиста Сергея Татевосова на Международном...

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...В примере 1 личное местоимение ее может указывать на Надю, а может указывать на кого-то еще. В примере 2 местоимение она указывает на кого-то, кто не назван в этом предложении по имени, и не может указывать на Надю....

...Как устроено правило, которое говорит, на что может указывать местоимение и при каких условиях? Носители русского языка не делают ошибок в таких предложениях....

... Но есть предложения, где местоимение предшествует имени и все равно может указывать на него. 3) То, что она очень умная, никогда не радовало Надю. 4) Человека, который ее любил, Надя всегда ненавидела. Кто такая она в примере 3?...

...Знание о том, к кому в данном случае может относиться местоимение, это часть знания русского языка, но никто нас этому не учил.  Рассмотрим другой пример, из области семантики. Представим себе диалог. 5) А. Тебе нравятся Феликс и Надя? Б. Мне нравится Надя....

...Что лингвистическая теория может дать школьному образованию...

Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»

В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим по лицу и числу в настоящем времени и по роду и числу в прошедшем. Когда подлежащее выражено одним словом — существительным или местоимением, с согласованием не возникает проблем. Но если подлежащее нетипичное, возможны разные варианты. Применить корпусные методы к таким конструкциям сложно, потому что в корпусе они почти не встречаются. Но можно изучать их методами экспериментального синтаксиса. 

...Форма сказуемого зависит от факторов, которые не всегда...

...В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим...

...Это значит, что если среди конъюнктов есть местоимение я, то и глагол будет в первом лице; если нет я, но есть ты — то во втором лице, и так далее....

...Нормативные грамматики, такие как РГ-806, в качестве правильной приводят только одну стратегию согласования — разрешение в соответствии с иерархией лиц: «Если в состав ряда <занимающего место подлежащего> входит личное местоимение 1-го или 2-го лица, то для глагола в сказуемом...

...Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа...

Как правильно, с большой или с маленькой?

Пользователи Грамоты часто задают справочной службе вопрос о том, как писать какое-нибудь слово — с большой или с маленькой? «Транссибирская» или «транссибирская» магистраль, «Танины» или «танины» вещи, «Председатель» или «председатель», и, наконец, «Вы» или «вы»? Выбор между строчной и прописной буквой в русском правописании действительно устроен непросто. Он во многом определяется традицией, а правила, которые его регулируют, несколько раз менялись.

...Если речь не об именах собственных и не о начале предложения...

...Пользователи Грамоты часто задают справочной службе...

...В отличие от русского, где принято говорить детям , что «я — последняя буква алфавита», в английском соответствующее личное местоимение передается на письме гордой прописной буквой I....

...и должности (Царь, Патриарх, Воевода);  «художества», то есть искусства, к которым Мелетий отнес Грамматику, Логику, Философию;  «части художеств» — здесь, вероятно, речь идет о частях речи, так как в качестве примеров даются слова Имя, Местоимение...

...Как правильно, с большой или с маленькой?...

Поэтический перевод как прыжок в невозможное

Сначала выучить китайский язык, потом заняться литературным переводом с китайского и, наконец, замахнуться на перевод поэзии! Со стороны такой путь представляется настоящим геройством. Китаист Юлия Дрейзис рассказала Грамоте о главных барьерах на пути переводчика современной китайской поэзии и о разных приемах, которые помогают передать по-русски самые существенные черты оригинала.

...Переводчик современной китайской поэзии Юлия Дрейзис...

...Сначала выучить китайский язык, потом заняться литературным...

...Цзан Ди говорит о шпинате «они»: это местоимение как бы протягивает мостик от «я» до «ты» стихотворения, но по-русски такой эффект передать не так-то легко....

...Поэтический перевод как прыжок в невозможное...

Сохранение авторского стиля при переводе: искусство грамотно спотыкаться

Среди традиционно спорных вопросов перевода — вопрос о том, допустимо ли вторгаться в структуру фраз оригинала. Искусство в этом, как и в других вопросах, вроде соотношения точности и свободы в переводе, состоит в том, чтобы умело лавировать между двумя крайностями. Как именно происходит непростой выбор формы и какими соображениями руководствуются переводчики, рассказывает переводчик с французского Наталья Мавлевич.

...Как передать чужой синтаксис своими средствами, рассказывает...

...Среди традиционно спорных вопросов перевода &mdash...

...Но по-французски (и не только) иначе: часто местоимение предшествует самому имени. И это вариант нормы, стилистический ноль. Comme elle traversait la galerie, Emma vit des hommes. [Когда она шла по галерее, Эмма заметила каких-то людей.] Это Эмма Бовари из романа Гюстава Флобера....

...Сохранение авторского стиля при переводе: искусство...

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается с текстами, написанными в научном стиле. Любой реферат или доклад, учебник или научно-популярный блог использует особые языковые средства, которые отвечают его задачам. Текст в этом функциональном стиле не просто передает информацию, но стремится доказать ее истинность, ценность, а во многих случаях и новизну.

...Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы...

...Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается...

...Отдельного упоминания заслуживает научное «мы», когда в тексте используется местоимение множественного числа даже в том случае, если у работы один автор: далее мы рассмотрим, в нашем исследовании, остановимся подробнее....

...Научный стиль: точность не в ущерб понятности...

На канале «Глагольная группа» вышел стрим о феминитивах

Во время стрима «Лингвисты о лингвистках. Феминитивы в научном освещении» сотрудники Института языкознания РАН, ведущие подкаста «Глагольная группа» Игорь Исаев и Дмитрий Коломацкий обсудили явление, которое не уходит из новостной повестки и вызывает бесконечные споры. В обсуждении прозвучали экспертные мнения члена-корреспондента РАН Евгения Головко, доктора филологических наук Валерия Ефремова, блогера, преподавателя, автора книги «В начале было кофе» Светланы Гурьяновой, а в дополнительных материалах можно услышать научного сотрудника РГГУ Ирину Фуфаеву и научного сотрудника Института славяноведения РАН Глеба Пилипенко.

...Что лингвисты думают об «авторках» и о влиянии волевых...

...Во время стрима «Лингвисты о лингвистках...

...В польском и чешском языках существует два типа согласования — лично-мужской и женско-вещный: например, в польском местоимение oni относится к мужчинам, а one — к женщинам, детям, животным и вещам....

...На канале «Глагольная группа» вышел стрим о феминитивах...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...Местоимение. Семантические критерии выделения местоимения. Разряды местоимений и их грамматические признаки. Местоимения и местоименные слова. Правописание местоимений. Местоимение как средство построения связного текста....

...Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение; глагол и его формы; наречие. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие. Звукоподражательные слова. Переходные явления в частях речи. Синтаксис....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Овладеть каким-либо языком — значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

...Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы...

...Овладеть каким-либо языком — значит приобрести...

...существительное в данном падеже; б) глагол + существительное с прилагательным в этом падеже; в) глагол + существительное с прилагательным и местоимением (мой, этот, такой и др.) в данном падеже; г) глагол + личное местоимение...

...Обогащение словарного запаса и формирование грамматического...

О становлении грамматической науки в Китае

Истоки китайской науки о языке восходят к концу I тысячелетия до н. э. На протяжении многих столетий в качестве основного объекта исследования в ней выступал иероглиф. Вот почему вплоть до ХХ века в китайском языкознании внимание исследователей было сосредоточено на изучении начертания, чтения и истолкования иероглифов. В центре китайской науки о языке, таким образом, находились графика, фонетика и лексикография, от которой шел путь и к этимологии.

...В китайской грамматической традиции представлено две...

...Истоки китайской науки о языке восходят к ...

...Основатель китайской грамматики выделил следующие части речи в этом языке: существительное, местоимение, глагол, прилагательное, наречие, предлог, союз, частицу и междометие. Ма Цзяньчжун был явным синтаксоцентристом....

...О становлении грамматической науки в Китае...