ЯЗЫК. 1. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общениялюдей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (например, книжный Я., разговорный Я.). Для методики важное значение имеет предложенная Л. В. Щербой теория о трех аспектах языковых явлений, положенная в основу лингвистического обоснования методики обучения иностранным языкам. Такими аспектами понятия «Я.» являются речевая деятельность, языковая система, языковой материал. В рамках современного подхода к обучениюиностранным языкам в качестве основного объекта обучения выступает речевая деятельность, включающая в себя Я. и речь как внутренние средства и способы ее реализации. 3. Орган человека, расположенный во рту, который используется и для производства звучащей речи (артикуляции).
МИРОВЫЕ ЯЗЫКИ. Социолингвистическое понятие; применяется к языку, имеющему следующие характеристики: язык широко распространен за пределами исконной территории; он сознательно принят в качестве мирового (по экономическим, социально-политическим, идеологическим соображениям); он выполняет специфические общественные функции. К числу М. я. относятся английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский языки. Русский язык начал функционировать как мировой с 1945 г., позже был провозглашен одним из рабочих языков ООН.
РОДСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ. Языки, имеющие общие черты и регулярные соответствия в лексике, фонетическом и грамматическом строе, произошедшие от одного общего языка-основы (праязыка). Русский язык восходит к общеславянскому языку-основе.
Находящийся в кровном родстве по прямой линии, а также в любом родстве вообще. Р. отец. Р-ая мать. Р. брат. Р-ая бабушка. Р. дядя. Р-ые сёстры. Р-ая семья. Р. по отцу, по матери