Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 6 словарных статей
речевой навык
РЕЧЕВОЙ НАВЫК. Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова (1983), «навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности». С позиций теории речевой деятельности Р. н. определяется как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам (подразумевая под операцией способ, которым выполняется действие в определенных условиях), в отличие от речевого умения как способности осуществлять действие по оптимальным параметрам этого действия (Леонтьев, 1970). В основе Р. н. лежат речевые действия двух видов: оформления (действия произношения, интонирования, лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка) и оперирования (умственные действия по выбору, сличению слов и грамматических форм, составлению целого из частей, комбинированию, принятию решений, построению и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т. е. до уровня навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания. Основными качествами Р. н. являются: автоматизированность (характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности обучаемого, готовность обучаемого к включению в деятельность); устойчивость (прочность); гибкость (готовность обучаемого включать Р. н. в новые ситуации, распространять Р. н. на новый речевой материал); сознательность (способность сознательного контроля со стороны обучаемого в случае возникновения затруднений при построении высказывания или допущения ошибки). Формирование Р. н. проходит в три этапа: 1) ориентировочно-подготовительный – знакомство учащегося с языковым явлением и выполнение операции по правилу либо с опорой на правило; в результате создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка; 2) стереотипизирующе-ситуативный – автоматизация компонентов речевого действия в тождественных или аналогичных ситуациях, в которых изучаемое языковое явление остается постоянным, повторяющимся без существенных изменений, при этом тренировка осуществляется путем неоднократного выполнения учащимися операций по аналогии; 3) варьирующе-ситуативный – дальнейшая автоматизация речевых операций и формирование определенной гибкости навыка, его способности к переносу в речевые ситуации. Известна и иная классификация стадий формирования Р. н., выделяемых как эмпирико-дедуктивным, так и экспериментальным путем. Так, Пассов (1983) выделяет 6 стадий формирования лексических и грамматических навыков и 5 стадий формирования произносительных навыков. Формируется Р. н. в результате выполнения специальных упражнений, получивших название тренировочных (языковых, предкоммуникативных). При практической направленности обучения объем таких упражнений носит достаточно ограниченный характер, в то время как основное внимание рекомендуется уделять выполнению речевых (творческих) упражнений и речевой практике. При решении вопроса о роли языковых знаний в формировании Р. н. следует сочетать сознательный и имитативно-практический пути формирования Р. н. Чем старше возраст учащихся, тем большее значение приобретает усвоение знаний и сознательное овладение навыком. Дискуссионным остается вопрос о возможности различения языковых и Р. н. Такое разделение базируется на предположении, что Р. н. основаны на динамических стереотипах, а языковые – на знании правил. «...То, что называют «языковым навыком», – не что иное, как сознательная сторона навыка речевого» (Пассов, 1983). Большинство методистов склоняются к тому, чтобы выделять аспектные Р. н. (фонетические, лексические, грамматические) и рассматривать их в качестве компонентов речевых умений.
навык речевой
НАВЫК РЕЧЕВОЙ. См. речевой навык.
навык
НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства (автоматизма, безошибочности выполнения), называются речевым навыком. Формируется в результате выполнения упражнений. Проходит ряд этапов формирования. Различают следующие: сенсорный Н. – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета или явления; умственный Н. – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи; двигательный Н. – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Процесс формирования Н. включает определение его компонентов (операций), затем овладение ими, которое позволяет на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами достичь их автоматизации и высокого уровня готовности к деятельности. На формирование Н. значительное воздействие оказывает мотивация. Н. является необходимым фактором и условием формирования умения, успешности протекания деятельности. В методике преподавания иностранных языков Н. понимается как автоматизированное действие с использованием фонетического, лексического и грамматического материала в процессе рецептивной или продуктивной речевой деятельности (см. продуктивные виды речевой деятельности, репродуктивные виды речевой деятельности). Соответственно выделяют Н. фонетические (слухопроизносительные), грамматические, лексические, а также двигательные (при письме). Для российской методической школы характерна строгая дифференциация навыков и умений, не исключающая их неразрывного единства. В то время как в зарубежной методике с середины 50-х гг. XX столетия эти термины часто не дифференцируются и обозначаются английским словом skill. Суммируем взгляды российских методистов на понятие «навык»:
1) навык – есть единица умения, означающая способность выполнять речевое действие в рамках речевой деятельности; 2) такому действию свойственен автоматизм при его выполнении, и в речевой деятельности навыки часто с психологической точки зрения соотносятся с речевыми операциями, доведенными до уровня совершенства в результате тренировки. Автоматизм, устойчивость, безошибочность, оптимальная скорость выполнения являются критериями сформированности речевых навыков; 3) навыки могут быть слухо-произносительными, ритмико-интонационными, лексическими, грамматическими, в зависимости от направленности речевой деятельности на восприятие либо порождение высказывания являются рецептивными либо продуктивными; 4) выделяются стадии формирования навыков, которые дифференцируются в зависимости от вида навыка. Так, Е. И. Пассов выделяет шесть стадий формирования лексического навыка (восприятие слова, осознание его значения, имитация, самостоятельное называние, комбинирование, употребление), пять стадий произносительного навыка (восприятие, имитация, дифференциация. звуковое комбинирование, интонационное комбинирование), шесть стадий лексического навыка (восприятие, имитация, подстановка, трансформация, собственно репродукция, комбинирование) (Пассов, 2006). С. Ф. Шати-лов предлагает несколько иную классификацию этапов формирования навыков, включающей ориентировочно-познава-тельные, стереотипизирующе-ситуатив-ные и варьирующе-ситуативные этапы. Она отличается от других классификаций в основном названиями этапов (стадий). В литературе выделяются четыре этапа работы над учебным материалом: этап приобретения знаний, этап формирования навыков, этап совершенствования навыков, этап развития умений (Зимняя, 1985; Шатилов, 1985; Пассов, 1977, 2006; Шейлз, 1995; Бим, 1988; Леонтьев, 1997).
аудитивный навык
АУДИТИВНЫЙ НАВЫК. Речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций в потоке речи. А. н. формируется в результате выполнения специальных языковых упражнений.
навык лексический
НАВЫК ЛЕКСИЧЕСКИЙ. См. лексический навык.
слухопроизносительный навык
СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК. Способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать услышанный звуковой образец и адекватно его воспроизводить. Показате-лем сформированности С. н. является доведение указ. способности до автоматизированного (безошибочного, быстрого, ста-бильного) восприятия и воспроизведения.