Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 63 словарных статьи
речь
РЕЧЬ. 1. Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму С методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и результат говорения (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом). В таком случае Р. есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя). 2. Вид монологической Р., публичное выступление в связи с каким-л. событием. Р. призвана пробуждать мысль, воздействовать на аудиторию, убеждать в чем-то. Ср. рассказ, лекция, доклад, выступление. Р. человека является составной частью его деятельности и позволяет ему познавать мир и общаться с людьми. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках фонетики, лексики, грамматики. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности человека и на ее основе – к формированию речевых умений. Пользуясь языком как средством познания и общения, человек говорит, слушает, пишет, читает. Существует три способа формулирования мыслей посредством языка: внутренний, внешний устный (включается в говорение), внешний письменный (включается в письмо). Являясь средством выражения мыслей, Р. становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без Р. Определяя Р. как вторую сигнальную систему действительности, И. П. Павлов отмечал, что только Р. дает возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и составляет специально человеческое внешнее мышление.
Основными группами механизмов Р. являются: 1) механизм программирования речевого высказывания; 2) группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения; 3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам; 4) механизмы выбора звуков Р. и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками; 5) механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания Р. В зависимости от коммуникативной направленности речевых актов и от функций участников коммуникации различаются виды речевой деятельности (продуктивные – рецептивные), виды Р. (устная – письменная). Акты говорения и слушания реализуются в устной Р. (см. устная Р.), акты письма и чтения – в письменной Р. (см. письменная Р.). Психологическая типология видов Р. включает в себя внутреннюю и внешнюю Р. Внутренняя Р. – различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации; не сопровождается озвучиванием, но имеет свою грамматическую и стилистическую структуру, а также специфическую речевую технику. Внутренней Р. человек пользуется, когда он мыслит, облекая свои мысли в речевые формулировки.
Выделяют три основных типа внутренней Р.: а) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней Р., но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя Р. может приобретать более развернутые формы и сопровождаться активностью речевых органов (движением губ, языка, шёпотом). Такую форму внутренней Р. называют шёпотной речью; б) собственно внутренняя Р., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные знания) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней Р.; в) внутреннее программирование, т. е. формулирование и закрепление в специфических единицах замысла (программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внешняя . оформлена средствами естественного языка.
Основным признаком внешней Р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения и эмоциональная окраска. Письмо (книги, записи и т. п.) представляет собой форму графической фиксации звучащей Р. Генетически развитие внешней Р. предшествует развитию внутренней Р. Овладение иноязычной речью идет также от внешней Р. к внутренней (см. интериоризация). При говорении и письме происходят процессы перехода от внутренней Р. к внешней (экстериоризация речи). Об уровне владения Р. свидетельствует уровень речевой компетенции обучающегося. Требования к владению языком на уровне Р. зафиксированы в Государственном образовательном стандарте. Единицы Р. – звуки, морфемы, словоформы, высказывания, абзацы, дискурс (в акте речи различаются звуки, слоги, такты, синтагмы, фразы, сверхфразовые единства).
Р. является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных с языкознанием наук – психологии, когнитологии, информатики, кибернетики, социологии, физиологии, антропологии. Для лингводидактики важными направлениями в изучении Р. являются: исследование уровней владения речью и коммуникативной компетенции, выработка рекомендаций по овладению речевым поведением в различных ситуациях общения, описание функциональных разновидностей речи (Беляев, 1965; Выготский, 1982; Жинкин, 1998; Зимняя, 1998; Леонтьев, 2003).
речь устная
РЕЧЬ УСТНАЯ. См. устная речь.
устная речь
УСТНАЯ РЕЧЬ. Речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). У. р. осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная речь) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, мегафоном и т. п.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь). Различают также неподготовленную У. р. (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную У. р. (лекция, доклад, выступление на заранее предложенную тему). Конечной целью обучения У. р. является формирование у обучаемых умений неподготовленной (спонтанной, экспромтной) речи в рамках очерченного программой набора ситуаций, тем и сфер общения. У. р. подразделяют на диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращенной к одному или группе слушателей, иногда – к самому себе). У. р., в отличие от письменной, свойственны такие характеристики, как неподготовленность, линейность, необратимость. Информативность и действенность устной речи повышается за счет интонации, жестов и мимики. У. р. может быть монологической (рассказ, выступление) и диалогической (беседа, дискуссия, обсуждение) в зависимости от коммуникативных задач общения. Требования к уровню владения У. р. формулируются в учебных программах, а способы проверки достигнутого уровня владения У. р. проверяются с помощью специальных тестов.
внешняя речь
ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ. Речь, оформленная средствами естественного языка. Основным признаком В. р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения, эмоциональная окраска и др.
речь внешняя
РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ. См. внешняя речь.
речь связная
РЕЧЬ СВЯЗНАЯ. См. связная речь.
речь хоровая
РЕЧЬ ХОРОВАЯ. См. хоровая речь.
связная речь
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. 1. Деятельность говорящего, процесс выражения мысли. 2. Текст, высказывание, продукт речевой деятельности. 3. Раздел методики развития речи (методика обучения диалогической, монологической, письменной речи).
активная речь
АКТИВНАЯ РЕЧЬ. То же, что инициативная речь. См. также говорение.
звучащая речь
ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ. См. устная речь.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, женский род, 3-е склонение
Подробнее

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать