Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 159 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, мужской род, 2-е склонение
Подробнее
Существительное, мужской род, 2-е склонение
Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Подробнее

Ответы справочной службы

Помогите разобраться! Скажите, насколько корректно употреблять слово "что" вместо "который"? Это в принципе допустимо или в корне неверно? Например: человек, что приходил вчера, уже уехал.

Значение 'который' у местоимения что фиксируется словарями, например «Большим универсальным словарем русского языка» (см. значение 7.0).

Страница ответа
Какое правило мы применяем при проверке слова "рассчитать"

В слове рассчитать несколько орфограмм: безударный гласный в приставке рас-, выбор з/с на конце приставки раз-/рас-, передача согласного звука [щ] на стыке приставки и корня, безударный гласный в корне. Сами правила и комментарии к слову можно посмотреть на сайте «Орфографическое комментирование русского словаря». 

Страница ответа
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как проверить гласную в корне глагола "растворить"( безударная проверяемая или чередующаяся)? Слово употреблено в значении "раскрыть" (окно).

Гласную в корне глагола растворить в значении 'раскрыть' можно проверить производным существительным раствор (ср.: затворить, затвор). 

Страница ответа

Справочники

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные). Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова. В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные ...

...корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета)....

...Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы: 1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый, 2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: ...

...образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов), 5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в...

...Словообразующие морфемы: приставка, суффикс...

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями. Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей ...

...Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой....

...Корень...

I. Гласные после шипящих

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить. Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см.

...В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк...

...I. Гласные после шипящих...

Учебник

Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит от ударения

За окном уже разгорается заря, а вы склонились над учебником с кружкой растворимого кофе, пытаясь разобраться в правописании чередующихся корней? Рассказываем, как пишутся слова с корнями -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЗАР- и -ПЛАВ-.

...За окном уже разгорается заря, а вы склонились над...

...Под ударением в соответствии с произношением: — пишется буква а в корне -гар- — -гор-, например: зага́р, нага́р, ога́рок; — пишутся буквы а и о в корне -клан- — -клон-, например: накло́н, скло́нный, откла́няться; — пишутся буквы а и о в корне -твар- — -твор-, например...

...Под ударением в соответствии с произношением: — пишутся буквы а и о в корне -зар- — -зор-, например: зо́ри (мн. ч. заря́), зо́рюшка, лучеза́рный, бить зо́рю (зо́ря — военный сигнал); — пишется буква а в корне -плав- — -плов-, например: вплавь, воздухопла́ватель, пла́вить...

...Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит...

Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит от следующих за ними согласных

Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное, то ваше предположение справедливо. И всё же мы советуем не перескакивать сразу же на следующую страницу: вдруг какие-то исключения выскочили из головы?

...Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное...

...Корни -лаг-/-лож-.В корне с чередованием -лаг-/-лож- в безударном положении перед г пишется буква а, перед ж пишется буква о, например: излага́ть, прилага́тельное, изложи́ть, приложе́ние, положи́тельный. Исключения: по́лог. Примечание....

... Корни -раст-/-ращ-/-рос-.В корне с чередованием -раст-/-ращ-/-рос- в безударном положении перед ст, щ пишется буква а, перед с пишется буква о, например: подрасти́, разраста́ться, расти́тельность, наращённый, сраще́ние, взросле́ть, во́доросли....

...Под ударением в соответствии с произношением пишутся буквы а и о, например: взра́щивать, нара́щивать, наро́ст, подро́сток, ро́слый.Корни -скак-/-скоч-.В корне с чередованием -скак-/-скоч- в безударном положении перед к пишется буква а, перед ч пишется буква о, например: прискака́ть, ускака́ть, заскочи́ть...

...Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит...

Журнал

Плавучий или пловучий?

К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского языка» предлагаем вашему вниманию публикацию, рассказывающую об истории одного написания, которое кажется нам сейчас привычным и единственно возможным, а 80 лет назад считалось ошибочным. Это написание «плавучий».

...К шестидесятилетию «Орфографического словаря русского...

...К шестидесятилетию «Орфографического словаря...

...Отстаивать форму плавучий на том основании, что она происходит не от глагола плыть, а от глагола плавать, не приходится, потому что такое словообразование в корне неверно. Причастная форма от глагола плавать была бы только плавающий....

...Плавучий или пловучий?...

Слова Шрёдингера и как с ними справляться

Слова, у которых изменилось написание, выбор между «слитно» и «раздельно», новые или разговорные слова, которых еще нет в словарях, — все это сложные случаи, которые могут вызвать затруднения даже у очень грамотных кандидатов филологических наук. Давайте познакомимся поближе с этими опасными экземплярами.

...По-настоящему сложные слова, с которыми мучаются даже...

...Слова, у которых изменилось написание, выбор между...

...По новому правилу в этих словах нужно писать в корне ы вместо и: предыдущий, подытожить, розыск, сыграть, предыстория, безынициативный, сымпровизировать, сымитировать....

...Слова Шрёдингера и как с ними справляться...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Основным объектом рассмотрения на уроке русского языка...

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...Чередование гласных и согласных в корне. Аффиксы. Виды аффиксов: приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы, интерфиксы. Омонимия и синонимия морфем. Правописание приставок и суффиксов. Правописание на стыке морфем. Морфемный анализ....

...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать