Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 37 словарных статей
текст

ТЕКСТ, текста, мн. тексты, текстам \\ [т’е]кст (! неправ. [тэ]кст); в форме текстете[кс’]те и те[кс]те.

секста

СЕКСТА, сексты, мн. сексты, секстам \\ э]кста; в форме секстесе[кс’]те исе[кс]те.

текст

ТЕКСТ, -а, м., нд., I а.

1.0. Внутренне организованная совокупность слов, предложений, к-рая содержит какую-л. информацию и зафиксирована тем или иным образом (письменно, печатно, в памяти и т. д.); лист (листы) или иные носители информации с такой совокупностью.

Письменный (рукописный, написанный от руки, печатный, напечатанный, отпечатанный, машинописный устарев., компьютерный, набранный, скопированный, длинный, короткий, простой, [не]сложный, трудный [для понимания], [не]понятный, гладкий, корявый разг., удобопонятный, зашифрованный, [не]связный, дикторский, древний, древнерусский, библейский, оригинальный, подлинный, авторский, первоначальный, искажённый, выверенный, [не]вычитанный с оттенком спец., исправленный, переработанный, согласованный, окончательный, авторизованный книжн., точный, переводной, иностранный, русский, английский, художественный, поэтический, стихотворный, научный, технический, специальный, деловой, официальный, газетный, [не]интересный, важный, пушкинский, удобочитаемый, [не]разборчивый, мелкий, крупный, жирный, обычный, полустёртый …) текст. Текст книги (статьи, письма, выступления, чьего-л интервью, пьесы, повести, [какой-л.] роли, лекции, заявления, клятвы, присяги, контракта, протокола, объявления, приказа, рукописи, перевода …); текст какого-л. автора (какого-л. журналиста, Пушкина …); текст какого-л. века …; текст какого-л. объёма (какого-л. размера …). Текст без купюр книжн. (без исправлений …). Текст [размером (объёмом)] в сколько-л. страниц (в сколько-л. строк …). Текст для объявления (для подписи к чему-л. …). Текст за кадром … Текст из какой-л. книги (из какого-л. файла …); текст из скольких-л. строк (из скольких-л. слов …). Текст к рисунку (к схеме, к иллюстрации …). Текст на русском языке (на латыни …); текст на каком-л. носителе с оттенком спец. (на диске, на обрывке бумаги, на стене …). Текст от автора … Текст с какого-л. диска (со стены древней гробницы …). Текст где-л. (напр., в книге, в каком-л. сборнике, в газете, на какой-л. странице, на каком-л. сайте, на обложке, над картинкой, под названием, под фотографией, слева, наверху, там …). Начало (конец, середина, продолжение, [какая-л.] часть, какой-л. абзац, отрывок, фрагмент, кусок, половина, длина, объём, содержание, характер, смысловая структура, особенность, стиль, сложность, простота, написание, подготовка, перепечатка, печатание, копирование, оригинал, копия, какой-л. экземпляр, редактирование, какая-л. редакция, какой-л. вариант, переработка, доработка, изменение, сокращение, перевод, публикация, опубликование, чтение, толкование, [какое-л.] понимание, обсуждение, автор, редактор, переводчик …) [какого-л.] текста. Вставка … в текст. Опечатка (ошибка, неточность, тёмные места, исправление, изменение, пропуск, иллюстрация …) в тексте. Отрывок (слова, цитата …) из какого-л. текста. Рисунки (иллюстрации, примечания, добавления, пояснения, комментарий …) к тексту. Ссылка … на какой-л. текст. Работа … над текстом. Вопросы (замечания …) по какому-л. тексту. Надпись … поверх текста. Сноска … под текстом. Работа (бумага …) с текстом. Читать (слушать несов., переводить, написать, переписать, записать, напечатать, перепечатать, набрать, копировать, размножить, подготовить, переработать, переделать, доработать, сократить, изменить, расширить, снабдить комментариями, редактировать, вычитывать с оттенком спец., править несов., подправлять, исправлять, готовить к печати, публиковать, зашифровать, понимать [как-л.], анализировать § 24, толковать несов., расшифровать, объяснять, помнить несов., забыть, выучить [наизусть], знать [на память], диктовать, обсудить, принять как-л., воспринимать как-л., одобрить, согласовать с кем-чем-л., подписать, утвердить, отвергнуть, положить на музыку, передать куда-л., перечеркнуть …) [какой-л.] текст; сравнивать (сличать …) тексты. Вносить поправки (вносить изменение, вставлять что-л., добавлять что-л., смотреть, заглядывать, ошибка вкралась …) в текст. Найти что-л. (искать что-л., исправить что-л., подчеркнуть что-л., выделить что-л., что-л. есть, чего-л. нет …) в тексте. Что-л. характерно … для какого-л. текста. Выписать что-л. (исключить что-л., выбросить что-л., изъять книжн. что-л., цитировать что-л. …) из [какого-л.] текста. Добавить что-л. (приписать что-л. …) к тексту. Написать музыку … на чей-л. текст. Поставить подпись (написать что-л. …) на [каком-л.] тексте. Работать несов.над [каким-л.] текстом. Сверить что-л. (выверить что-л., цитировать что-л., следить зд. несов. за чем-л. …) по [какому-л.] тексту. Поставить подпись (написать что-л. …) под [каким-л.] текстом. Работать несов. (ознакомиться, сверить что-л., свериться …) с [каким-л.] текстом. Текст содержит несов. что-л. (имеет несов. какие-л. особенности, принадлежит несов. Пушкину, не умещается на странице, не читается зд. несов., оформлен как-л. …). □ Я запомнил текст письма наизусть. На очередной встрече делегации продолжили обсуждать текст договора. Текст рассказа приводится с сокращениями. Текст выглядит слишком пёстро, его надо сделать строже. Принадлежность обнаруженного в архиве текста Лермонтову весьма сомнительна. ● 1.0.1. Такая совокупность слов и предложений как компонент музыкального произведения. Т. песни.

1.1. Средство обучения в виде такой совокупности слов и предложений, специально созданной или извлечённой из какого-л. произведения и приспособленной для учебных целей, а ткж. такая совокупность слов и предложений как содержательная составляющая определённого учебного действия.

[Не]большой (лёгкий, простой, [не]трудный, [не]сложный, [не]понятный, адаптированный, аутентичный книжн., английский, латинский, древнерусский, специальный, технический, художественный, газетный, деловой, учебный, контрольный …) текст. Текст урока (упражнения, задания …); текст какой-л. сложности (какого-л. уровня сложности …). Текст для чтения (для пересказа, для перевода, для аудирования спец., для анализа, для диктанта …). Текст из какого-л. учебника (из какого-л. сборника, из какого-л. произведения …). Текст к какому-л. уроку … Текст на какую-л. тему … Текст на каком-л. языке … Текст об истории чего-л. (о жизни где-л. …). Текст по какой-л. теме … Текст где-л. (напр., в учебнике, в книге для чтения, на какой-л. странице, на доске …). Начало (конец, объём, тема, трудность, сложность, специфика, особенности, анализ, чтение, прослушивание, аудирование спец., понимание, пересказ, изложение, повторение, обсуждение, объяснение, комментирование, составление, адаптация …) [какого-л.] текста; сборник … каких-л. текстов. Отрывок … из [какого-л.] текста. Вопросы (упражнения, комментарий …) к [какому-л.] тексту. Работа … над текстом. Вопросы (упражнения, изложение …) по [какому-л.] тексту. Работа … с текстом. Читать (переводить, пересказать, слушать несов., аудировать несов., спец., понять, повторить, переписать, выучить [наизусть], диктовать, анализировать § 24, комментировать § 24, объяснить, снабдить комментарием, взять откуда-л., обработать, адаптировать сов. и несов., спец. …) какой-л. текст. Вставить что-л. … в текст. Найти что-л. (подчеркнуть что-л., заменить что-л., заполнить пропуски, изменить что-л. …) в тексте [чего-л.]. Выписать что-л. … из текста. Дать что-л. (напр., комментарий, словарь, упражнения …) … к тексту. Работать несов.над текстом. Следить несов. за чем-л. … по тексту. Работать несов. (ознакомиться …) с каким-л. текстом. □ Найдите в тексте глаголы несовершенного вида и выпишите их в тетрадь. Текст диктанта слишком сложен для пятого класса. ● 1.2. рел. Отрывок из Священного Писания как объект цитирования, толкования и т. п. Толкование текстов. Цитирование текстов. Выбрать т. для проповеди. ● 1.3. спец. Определённым образом организованная последовательность знаковых единиц, к-рая характеризуется связностью и цельностью (в лингвистике, литературоведении, семиотике, информатике и т. д.). Вербальный т. Теория текста. Грамматика текста. Лингвистика текста. Герменевтика текста. В отличие от языкознания, в котором т. – это организованная совокупность словесных (вербальных) знаков, в семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, в том числе обрядов, танцев, ритуалов и т. п. ● 2.0. Основной материал какого-л. сочинения, документа и т. п. в отличие от вспомогательных материалов (примечаний, комментариев и т. д.). Примечания к тексту. ● 2.1. спец. Основная часть набора без выносок, чертежей, таблиц, подстрочных примечаний, рисунков и т. д. Разбить т. рисунками. В журнале один т. ● 3.0. типогр. Размер одного из крупных шрифтов, равный 8 мм, а ткж. шрифт такого размера. Набрать заголовок текстом.

  Канонический текст – подлинно авторский текст какого-л. литературного или иного произведения, общепризнанный в качестве такового для всех его изданий. Открытым текстом – а) не пользуясь шифром, кодом, не секретно; б) прямо, без намёков, недвусмысленно. □ Он мне открытым текстом сказал, что разводится с женой.

|| Морф. текст-Ø. Дер. сущ. гипер|текст м., спец. – , под|текст м. – , текст|овик м., разг. – , текст|овк(а) ж., разг. – , текстология [текстолог|иj(а)] ж. – ; прил. текст|ов(ый) / текст|ов(ой) (к знач. 1.0.–2.1.), текст|уальн(ый) книжн. – . Этим.нем. Text << лат. textus – ‘ткань; сочетание слов’ << texere – ‘ткать; сочетать; сочинять’.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
Подробнее